Впервые он выступил с концертом в Тбилиси в 1997 году. Тогда интервью с ним записала журналист Миранда Оганезова, которой артист рассказал о своих грузинских друзьях и о том, что его карьера стартовала в Грузии.
Кобзон и Грузия
В 60 лет артист объявил, что уходит со сцены. Получилось иначе... Но тогда была некая растерянность: неужели Иосиф Кобзон дает последний концерт? "Приходите, я как раз перед концертом поделюсь одной идеей", – сказал Иосиф Кобзон, когда мы договаривались об интервью.
На следующий день он поведал мне историю о том, что после окончания Днепропетровского горного техникума в 1956 году его призвали служить в армию в Грузию. И во время службы в Манглиси он влюбился в девушку по имени Манана. Тогда юный Иосиф, дабы покорить сердце южной красавицы, выучил на грузинском языке песню "Белые розы" Реваза Лагидзе. Спустя десятилетия вернувшись в Тбилиси, он решил исполнить ее на большой сцене – в тбилисской филармонии.
Кстати, в конце второго года службы Кобзон стал артистом Ансамбля песни и пляски Закавказского военного округа, а в 1959 году в Тбилиси он выиграл свой первый большой конкурс – Республиканский конкурс песни и записал на пластинку первую песню, "Солдатское раздумье".
Удачный старт повлиял не его дальнейшую карьеру. Сразу после армии он поступил в ГМПИ имени Гнесиных, и спустя три года Кобзон стал солистом Москонцерта и вместе с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым поехал на гастроли.
Певец Иосиф Кобзон за кулисами филармонии в Тбилиси
© photo: courtesy of Miranda Oganezova
Перед началом своего концерта в Тбилиси Иосиф Давыдович попросил меня послушать, как он поет на грузинском языке.
– Я сейчас спою, а Вы скажите, понятно ли. (Эта запись сохранилась по сей день – примеч. ред.).
– Отлично, без акцента.
– Сорок лет не пел. Думаю, спеть ее сегодня.
– Иосиф Давыдович, за эти годы вы многого достигли. Вы не скрываете, что стали состоятельным человеком. А какую роль в жизни играют деньги?
– Важно получать удовлетворение от того, что ты независим. Деньги дают независимость. Понимаете, иной раз хочется что-то совершить, сделать какой-то жест, что-то создать, а отсутствие финансов не позволяет осуществить цели. Поэтому самое главное, что дает финансовая состоятельность, – это независимость. Осознанность того, что тебя не тяготит вопрос, где добыть необходимые для жизни средства, успокаивает и освобождает от многих забот.
Певец Иосиф Кобзон и журналистка Миранда Оганезова, 1997 год
© photo: courtesy of Miranda Oganezova
Можно построить себе дворцы, купить двадцать автомобилей, антиквариат, драгоценности, но нужно от всего этого получить удовольствие.
Есть одна старая притча, как женился на нищенке один миллионер. На свадьбе он сразу дал ей миллион. Месяц спустя после свадьбы он спросил жену о своих деньгах. Она ответила, что они в целости и сохранности. Тогда он решил с ней развестись, поскольку, по его разумению, она не умела тратить деньги.
– Какую черту в своем характере вы ставите превыше всего?
– Я очень люблю женщин. Обожаю детей, стариков, животных, люблю мир. Все живое вызывает во мне большую радость и желание жить.
– А в женщинах что вы больше всего цените?
- В первую очередь красоту и доброту. Когда мне говорят в ожидании ребенка, особенно на Кавказе, что мечтают о сыне, мужчина должен родиться, я говорю: "Вы должны прекрасно понимать, что состаритесь, и сын – мужик, и в лучшем случае он принесет кусок хлеба и нальет стакан вина".
Дочка же присядет, приласкает, подлечит… Думаю, женщина – воплощение всего святого, что есть в человеке. Иной раз смотрю на женщин с восхищением и с возмущением. Почему Всевышний создал их такими красивыми, а нас, мужчин, такими безобразными.
– Вахтанг Константинович Кикабидзе в одном из интервью сказал немало добрых слов в ваш адрес, назвав вас другом…
– Знаете, очень боюсь, что разучусь дружить. Я счастлив, что у меня много грузинских друзей и что каждый из них выдающийся в какой-то области человек. Раз уж речь зашла о моих коллегах, не могу не упомянуть Нани Брегвадзе – очаровательную женщину, человека удивительной красоты, обаяния, ее дочь Эку. Это просто повторение Нани.
С Нани мы встречались при разных обстоятельствах, вместе были в США, в странах Европы, и везде она производила неизгладимое впечатление – одухотворенное, нежное, доброе. И, конечно, она большой мастер, очень музыкальна.
Иосиф Кобзон и Вахтанг (Буба) Кикабидзе
© Сourtesy of Iosif Kobzon's Family
То же самое могу сказать о Бубе. Всем он кажется очень темпераментным, который постоянно находится в возбужденном состоянии, а на самом деле Вахтанг очень трогательный и скромный человек. Я бы даже сказал, застенчивый человек. И он проявляет себя только тогда, когда чувствует в своем окружении людей, которым может довериться и которые его правильно поймут. Вот тогда он весь выплескивается и становится тем Бубой, которым его воспринимает окружающий мир.
Много добрых слов могу сказать и о Зурабе Церетели, с которым меня также связывает многолетняя дружба. Это удивительный человек, создавший более трех тысяч картин, двух тысяч мозаичных панно в эмали, двух с половиной тысяч скульптур, больших и малых форм. Жизни не хватит десяткам скульпторам вместе взятых. А его общественная и благотворительная деятельность – эта тема отдельного и очень долгого разговора.
Мы побывали в доме Котэ Махарадзе и Софико Чиаурели, и я в полном восхищении от того, что существует такой творческий очаг, национально-патриотический очаг духовности. Я могу долго перечислять.
Грузия – моя благословенная страна, отсюда я начал.... Грузия меня благословила, и я благодарю ее за то, что она явилась моей наставницей…. Дай Бог, чтобы Грузия всегда оставалась такай, какой я ее вижу и люблю!