ТБИЛИСИ, 26 окт — Sputnik. Азербайджан и Грузия всегда играли важную роль в торгово-экономическом развитии и укреплении культурных обменов между Европой и Азией, и они были первыми, кто поддержал концепцию "Великого шелкового пути", заявил премьер-министр Азербайджана Али Асадов на "Тбилисском форуме Шелкового пути".
"Тбилисский форум Шелкового пути" проходит в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили. В нем принимают участие около 2 тысяч гостей почти из 63 стран мира, в том числе премьеры Армении, Азербайджана и Черногории. Мероприятие открыл премьер Грузии Ираклий Гарибашвили.
"Обе страны играли значительную роль в торгово-экономическом развитии, а также в укреплении культурных обменов между Европой и Азией. Эта традиция уже налицо и в современной истории, и, конечно, Азербайджан и Грузия вновь стали первыми странами, поддерживающими эту концепцию, подразумевающую восстановление "Великого шелкового пути", – заявил Асадов.
По его словам, первым человеком, присоединившимся к инициативе восстановления исторического "Шелкового пути", был национальный лидер Азербайджана Гейдар Алиев. Асадов напомнил о прошедшей в Баку в 1998 году Международной конференции "Великий шелковый путь", в которой приняли участие 30 международных организаций и 35 стран.
По итогам данной конференции, как отметил Асадов, были обсуждены многосторонние соглашения в связи с международным транспортом. В основном это касалось развития коридора Европа-Кавказ-Азия на основе программы ЕС ТРАСЕКА.
"Программа ТРАСЕКА внесла значительный вклад в развитие мультимодальных и транзитных перевозок между странами-участницами и расширила сотрудничество в таких сферах, как торговля, транспорт, экономика, а также еще больше расширила экономический потенциал этих стран", – сказал Асадов.
По его словам, дальновидную политику, направленную на превращение Азербайджана в региональный транзитный узел, продолжает и нынешний президент страны Ильхам Алиев.
В ходе выступления Асадов отметил, что за последние 20 лет Азербайджан выступил инициатором и участником ряда важных региональных проектов, в том числе нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, Южно-Кавказский коридор, включающий TANAP и TAP, железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, а также Бакинский международный торговый морской порт.
"В результате инвестиций правительства Азербайджана, в частности, в транспортную инфраструктуру, мы построили тысячи километров автомобильных и железных дорог. Мы также запустили международные аэропорты и увеличили гражданский, морской и воздушный автопарк и флот, а также создали экономическую зону в Алате", – сказал он.
Асадов отметил, что инициатива "Великого шелкового пути" позволила Азербайджану удовлетворить растущие потребности в перевозках по "Среднему коридору".
"И помимо этих инфраструктурных проектов мы сотрудничаем с Грузией и другими партнерами в других сферах для удовлетворения аналогичных потребностей, и мы уже видим результаты такого сотрудничества", – сказал Асадов.
Средний коридор
Транскаспийский международный транспортный маршрут был создан в феврале 2014 года с участием ведущих предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии.
Маршрут коридора в настоящее время проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию в Европу.
В июне 2022 года главы МИД Турции, Азербайджана и Казахстана договорились о наращивании трехстороннего и регионального сотрудничества и развития потенциала Срединного коридора Восток-Запад через Каспийское море. Турция выступила инициатором включения в коридор Грузии как части транзитного пути.
Инфографика: Маршрут Транскаспийского коридора
© Sputnik / Elnur Salayev
Развитие транзитных путей через Грузию – один из наиболее важных приоритетов правительства страны, которое вкладывает значительные инвестиции в это направление.
Транзитная роль Грузии играет особую роль в развитии экономики, учитывая действующие соглашения о свободной торговле с Китаем, Турцией и ЕС. Для усиления роли Грузии в настоящее время осуществляется масштабный проект строительства части трассы Восток-Запад, которая связывает Азию и Европу через Грузию.