ТБИЛИСИ, 12 фев — Sputnik. Правительство Грузии полагает, что глубоководный порт в поселке Анаклия на западе Грузии сможет принять первый груз спустя 3-4 года с появлением соответствующей инфраструктуры, заявил первый вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили.
Власти Грузии решили возобновить строительство порта Анаклия с условием, что государству будет принадлежать 51%. Процесс отбора частного партнера государства для реализации проекта нового глубоководного порта в Анаклия завершится в мае, а победитель будет отобран до конца года. В планах начать строительство основной морской инфраструктуры в 2024-м году.
"Мы думаем, что к концу 2027-2028 годов у нас будет инфраструктура, которая позволит нам принимать первые грузы в глубоководном порту Анаклия", – заявил Давиташвили в эфире телеканала "Имеди".
По его словам, работа над проектом ведется последовательно и планомерно.
"Соответственно, мы делаем это с большой ответственностью, в соответствии с законодательством, основываясь на исследованиях, в которых были задействованы самые ведущие экспортные компании", – сказал Давиташвили.
Давиташвили отметил, что порт должен быть построен правильно, чтобы сыграть ту важную роль, которую он, по мнению правительства Грузии, будет иметь в транспортном секторе, и будет важным звеном в т. н. Среднем коридоре.
Все о проекте Анаклия
После того как власти Грузии объявили о возобновлении проекта строительства первого глубоководного порта в стране в курортном поселке Анаклия, в марте 2023 года была основана госкомпания ООО "Морской порт Анаклия".
Новая компания обеспечит обновление документации, связанной с проектом порта Анаклия. И уже осенью 2023 года должны начаться строительные работы.
Капитал компании "Морской порт Анаклия" составляет 3 миллиона лари (около 1,1 млн долларов). Она принадлежит государственному ООО "Компания по управлению активами и развитию". Директором является Зураб Сичинава.
Решение о строительстве глубоководного порта в Анаклия было принято властями Грузии для увеличения транзитного потенциала страны и для подключения к проекту "Нового Шелкового пути", который должен был соединить Восток и Запад еще в 2016 году.
В Грузии сейчас работают два порта – в Батуми и Поти. При этом основной грузопоток на сегодняшний день проходит через Поти. Минусом этого порта является его глубина – на сегодняшний день порт не способен принимать корабли вместимостью более 1,5 тысячи контейнеров.
Именно поэтому строительство глубоководного порта Анаклия очень важно для страны. Как заявляли ранее власти, после реализации первой фазы за год порт сможет принять 900 тысяч контейнеров.
Строительство нового глубоководного порта в Анаклия началось в декабре 2017 года, но через полгода, когда уже началось углубление акватории, работы были заморожены.
Изначально государство планировало передать строительство порта полностью в руки частного сектора и объявило тендер с этими условиями в 2016 году.
Победителем стал "Консорциум развития порта Анаклия", который основали TBC Holding и американская компания Conti International LLC, создав компанию Anaklia Holding JSC. Именно участие американской компании было обязательным условием государства.
"Консорциум развития Анаклия" не смог выполнить взятые на себя обязательства о закрытии финансовой сделки, предусматривающей получение 400 миллионов долларов от международных финансовых институтов – EBRD, EIB, OPIC и NDB. Главной причиной стало требование международных финансовых институтов о гарантиях со стороны государства заявленного грузооборота.