ТБИЛИСИ, 31 июл — Sputnik. Грузия должна восстановить свою функцию моста между Европой и Азией, и в этом важную роль сыграет участие китайского инвестора в строительстве глубоководного порта в Анаклия (регион Самегрело - Земо Сванети), заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
Правительство Грузии в данный момент ведет переговоры с китайско-сингапурским консорциумом China Communications Construction Company Limited & China Harbour Investment Pte. Ltd., единственной компанией, которая выразила заинтересованность в инвестировании в развитие порта.
"Мы должны восстановить функцию Грузии между Востоком и Западом, Европой и Азией. Для того, чтобы страна максимально восстановила эту функцию, чтобы наша функция усилилась в рамках проекта Среднего коридора, важно максимальное сотрудничество как в направлении Запада, так и в направлении Востока", – сказал Кобахидзе.
По его словам, участие китайской компании, исходя из стремлений Грузии, играет значительную роль.
"С этой точки зрения участию китайской компании в развитии порта Анаклия придается особое значение. Эффективное развитие этого порта будет в основном зависеть от китайских грузов", – сказал Кобахидзе.
Строительство порта
Владельцем 51% доли порта Анаклия (регион Самегрело - Земо Сванети) будет государство, а остальное получит частный инвестор. По итогам тендера, до последнего времени претендентами были швейцарско-люксембургская компания и китайско-сингапурский консорциум. Техническое, коммерческое и финансовое предложения поступили только от консорциума China Communications Construction Company Limited & China Harbour Investment Pte. Ltd.
Тендер объявлен согласно закупочным процедурам Всемирного банка, а тендерная документация отправлена "большой четверке компаний" (Boskalis, DEME, Jan De Nul, Van Oord. Заявки в рамках международного тендера на выполнение морских проектных и строительных работ порта Анаклия подали три компании.
После того, как официально будет оформлен договор о партнерстве, основанная государством в 2023 году компания "Морской порт Анаклия" вместе с частным партнером, создаст совместную компанию, в которой доля государства составит 51%. Совместная компания должна будет развивать порт.
После завершения первой фазы проекта, по словам премьера, порт Анаклия сможет принимать 600 тысяч контейнеров в год. Это ресурс пропуска грузов в 7,8 миллиона тонн.
Роль "Среднего коридора"
"Средний коридор" – это маршрут, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию в страны Европы. Транскаспийский международный транспортный маршрут был создан в феврале 2014 года с участием ведущих предприятий в сфере морских и железнодорожных перевозок Азербайджана, Казахстана и Грузии.
В настоящее время в проекте "Транскаспийского международного транспортного маршрута" представлены 25 компаний из 11 стран мира.
В 2023 году по "Среднему коридору" было перевезено 2,7 миллиона тонн грузов, что на 86% больше по сравнению с 2022 годом.