ТБИЛИСИ, 1 авг — Sputnik. Закон "О прозрачности иностранного влияния" хоть и несовершенный, но необходим Грузии, заявил политолог Петре Мамрадзе в беседе со Sputnik Грузия.
Регистрация в Реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, неправительственных организаций и СМИ, более 20% годового дохода которых в 2023 году составило зарубежное финансирование, началась 1 августа 2024 года. Реестр организаций является частью закона "О прозрачности иностранного влияния", который вступил в силу 3 июня. Отказ от регистрации или незаполнение декларации в установленные сроки повлечет за собой штраф в 25 тысяч лари.
"Мне лично закон не нравится в том плане, что он слишком мягкотелый и беззубый по отношению к санкциям, которые нужны для достижения прозрачности и национальной безопасности страны. А с другой стороны, он вызывает много шума из ничего тем, что в нем упомянуто "иностранное влияние". Так что считаю, что это был необходимый закон, но он отнюдь не совершенный", – заявил Мамрадзе.
Мамрадзе считает, что было бы более целесообразно вместо принятия нового закона внести соответствующие поправки и дополнения в уже существующие, которые регламентируют прозрачность финансирования из-за рубежа.
Также, по его мнению, не стоило вписывать слово "иноагент" в прошлом году и "иностранное влияние" в действующий закон, так как его противникам не к чему было бы придраться.
Политолог считает, что неправительственный сектор Грузии состоит из сотни организаций, а против закона выступает лишь ее незначительная часть, остальные продолжат свою прозрачную деятельность, как и прежде.
"Остальных закон не коснется, они как заполняли декларации и обнародовали детали своей деятельности, так и продолжат работу в том же духе. Но если кампания против Грузии будет продолжаться на Западе, и этим позитивно настроенным НПО скажут прекращать работу – такой расклад тоже возможен, и ничего хорошего в этом не будет", – сказал Мамрадзе.
Кроме того, политолог уверен, что выступающие против закона НПО будут делать все для собственного пиара, в том числе заявлять, что в Грузии грядет диктатура и они не будут заполнять декларацию в таких условиях.
"Запад уже "наказывает" Грузию. 95 миллионов уже отменили, но подчеркивают, что не прекратят поддержку народа Грузии, а в их понимании НПО и есть народ Грузии", – отметил политолог.
Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил о приостановлении помощи в размере 95 миллионов долларов правительству Грузии в рамках пересмотра отношений с Грузией. При этом, по его словам, финансирование ряда программ продолжится.
Несмотря на все "страсти" вокруг закона, Мамрадзе считает, что это несильно повлияет на результаты грядущих парламентских выборов 26 октября.
"Можно ожидать, что "Мечта" победит на выборах с солидным перевесом, у нее свой стабильный электорат. Но молодежь очень раздражена в связи с санкциями со стороны Запада, так как эти отношения с Западом для них неприемлемы, и они, скорее всего, не будут голосовать за "Мечту". Но за "Единое национальное движение" (крупнейшая оппозиционная партия – прим.) тоже не факт, что проголосуют", – заключил политолог.
Страсти вокруг закона об "иноагентах"
Закон "О прозрачности иностранного влияния" предполагает регистрацию неправительственных организаций и СМИ в реестре организаций, проводящих интересы иностранной силы, если более 20% их годового дохода – это зарубежное финансирование. В год раз они должны заполнять декларацию.
Оппозиционеры, представители НПО и гражданские активисты, выступающие против принятия закона, заявили, что он ставит в один ряд друзей и врагов Грузии, навешивает ярлыки и препятствует интеграции страны в ЕС.
К отказу от принятия т. н. закона об "иноагентах" власти Грузии не раз призывали Евросоюз, Совет Европы, США, ООН, БДИПЧ ОБСЕ, НАТО и отдельные западные политики, утверждая, что он противоречит западным ценностям.
Власти Грузии заявили, что как раз-таки прозрачность является "европейскостью" и что ни один противник закона "О прозрачности иностранного влияния" так и не представил ни одного правового аргумента против него. Более того, такие же законы есть у США, Израиля, Франции, Австралии, а в Евросоюзе он находится на стадии рассмотрения.
Власти аргументировали повторное инициирование законопроекта, отозванного на фоне массовых протестов в марте 2023 года, тем, что зарубежные доноры увеличили тайное финансирование радикальных групп и партий в Грузии, несмотря на обещания о прозрачности.
После вступления в силу резонансного закона ряд НПО и СМИ заявили, что не подчинятся требованию закона. Они также внесли иск в Конституционный суд с требованием упразднить закон.
Помимо НПО, иски в Конституционный суд Грузии с требованием признания т. н. закона об "иноагентах" неконституционным подали президент Саломе Зурабишвили, а также оппозиционные партии. Оспаривать конституционность закона в суде планирует также омбудсмен страны.