Закат культурной гегемонии ЕС в Грузии

Колумнист Sputnik Грузия, регионовед Нино Скворцова размышляет о влиянии ЕС в Грузии в свете прошедших парламентских выборов, которые показали, что Евросоюз теряет доверие грузинского общества
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
С начала 2000-х годов культурное влияние Европейского союза в Грузии становится все более ощутимым, оказывая воздействие на общественные и политические процессы страны. Евросоюз выступает не только в роли экономического партнера, но и источника культурных ценностей и стандартов, стремящихся к доминированию и укоренению в грузинском обществе.
Грузия занимает положение периферийного государства, которое в экономическом и политическом аспектах зависимо от более развитых стран ядра, то есть от развитых технологически и экономически государств, к числу которых относится Европейский союз. Эта зависимость формирует асимметричное отношение между ЕС и Грузией: чтобы получить экономические и политические выгоды от взаимодействия с союзом, Грузия вынуждена интегрировать в свою внутреннюю повестку культурные и нормативные стандарты ядра.

Как устроено культурное доминирование

Культурная гегемония предполагает, что доминирующая сила устанавливает свою власть не только с помощью прямого контроля, но и через мягкое влияние на культурные, социальные и политические аспекты жизни, что приводит к добровольному согласию и усвоению ценностей этой силы. По своей сути концепция культурной гегемонии – это синоним более популярной концепции "мягкой силы".
Парламентские выборы
Революция слез: какой сценарий готовят для Грузии?
С точки зрения общественно-политических процессов, культурная гегемония ЕС в Грузии становится важным элементом европейского влияния на периферийное общество. Европейский союз поддерживает широкий спектр образовательных программ, культурных обменов и правозащитных проектов, которые направлены на популяризацию европейских ценностей, таких как демократизация, защита прав человека, гендерное равенство и верховенство права.
Грузия, стремясь укрепить свое европейское будущее и обеспечить поддержку со стороны ЕС, беспрекословно принимала эти культурные и политические стандарты, постепенно встраивая их в общественную повестку. Программы вроде Erasmus+ и образовательных грантов ЕС обеспечивают грузинской молодежи доступ к европейским институтам, что позволяет формировать новое поколение, воспринимающее европейские ценности как естественную часть своей идентичности. Через культуру, медиа и институты гражданского общества происходит переориентация социальных установок, что является стратегическим каналом для укрепления культурной гегемонии ЕС в стране.
Брюссель рассматривает укрепление культурной гегемонии в Грузии как средство контроля над периферийной страной, поддерживая её ориентацию на евроинтеграцию и ограничивая влияние альтернативных центров, таких как Россия, Китай, Иран или Турция.
Грузия при этом, хотя и сохраняет свою формальную независимость, становится частью более широкой европейской культурной и политической сети, в которой ее культурное и политическое развитие отчасти направляется стандартами, сформированными в Брюсселе. В условиях глобализации такой культурный обмен позволяет ЕС сохранять своё доминирующее положение, в то время как Грузия как часть периферии остается в зависимости от экономической и культурной поддержки ядра.

30 лет гегемонии: пробуждение грузинского общества

Либеральные и проевропейские политические силы активно способствуют укреплению культурных связей с ЕС, аргументируя это необходимостью модернизации и демократизации страны. Для них культурная гегемония ЕС является средством для достижения национальных целей и стабильного развития. Будучи проводниками гегемонии, они тем самым гарантируют сохранение власти или собственное участие в государственных делах.
Тем не менее, консервативные круги, включая Грузинскую православную церковь, скептически относятся к этому влиянию, считая его угрозой для национальных ценностей и идентичности. Они критикуют некоторые европейские нормы, например, связанные с правами ЛГБТ-сообщества*, как элементы чуждой культуры, навязываемой извне.
Более умеренные силы, которые время от времени возникают на политическом поле, но, как правило, наименее активны в грузинской политике, убеждены, что можно найти баланс в отношениях с Европейским союзом и национальной идентичностью. Это фактически ставится в противовес радикальной европеизации грузинского общества и другой крайности – радикальной национализации.
Для того же Европейского союза подобный политический дискурс мог стать более приемлемым, ведь поддержка культурной гегемонии в Грузии требует внимательного баланса между продвижением европейских ценностей и учетом традиционных ценностей грузинского общества.
Коллизии на международной арене и возникновение альтернативных центров влияния – это вызов для ЕС.
Сложившиеся реалии либо вынудят Брюссель минимизировать риски общественного сопротивления, используя стратегию "гибкой гегемонии", поддерживая программы, ориентированные на экономическое развитие и образование, и параллельно продвигая более спорные социальные нормы через общественные институты и правозащитные организации, либо Европейский союз перегнет палку и окончательно утеряет влияние в Грузии.
Судя по последним событиям после парламентских выборов в Грузии, Брюссель уже начал лавировать, но в большей степени склонен поддерживать дискурс оппозиционных сил, утверждающих, что выборы были украдены. Подобная тотальная недальновидность – это стрельба себе в ногу и по своим интересам в Грузии, когда европейские депутаты позволяют себе оскорбление избирателей правящей партии, фактически злоупотребляя тем кредитом доверия, который некогда грузинское общество, видимо, ошибочно выдало Брюсселю.
* Экстремистская организация, запрещенная в России