ТБИЛИСИ, 26 дек — Sputnik. Инициатива премьер-министра Грузии и мониторинг ценообразования на продукты питания будут способствовать сохранению стабильности цен, заявляют в экономическом секторе.
Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о необходимости изучить рост цен на продукты, отметив, что наценка в магазинах в среднем составляет 86% и может свидетельствовать о картельной договоренности. Вопрос ценообразования изучат как СГБ Грузии, так и парламентская следственная комиссия.
"Я уверена, что инициатива Ираклия Кобахидзе и мониторинг такого типа однозначно будут способствовать дальнейшему сохранению низкоинфляционной среды в стране и обеспечению большей стабильности цен", – заявила президент Национального банка Грузии Натия Турнава.
По ее оценке, данная инициатива направлена на большую прозрачность ценообразования в сфере розничной торговли, большую логику и предотвращение нарушения условий справедливой конкуренции и большей защиты интересов потребителей.
"Какой бы ни была политика Национального банка в отношении процентной ставки, только с помощью этого рычага трудно поддерживать стабильность цен, если конкуренция будет нарушена в различных сегментах нашей небольшой экономики", – отметила глава Нацбанка.
По ее мнению, улучшение управления инфляционными ожиданиями и поддержание низкоинфляционной среды не означает вмешательство в принципы свободного рынка.
"Обязанность правительства – действовать там, где есть подозрения в нарушении справедливой конкуренции, картельных сговорах или нелогичных наценках", – заявила Турнава.
А вот в министерстве экономики говорят о проблемах в секторе торговли продуктами питания.
"В Грузии наценка в торговых цепочках поставок довольно высока, средняя наценка от себестоимости продукции до прилавка составляет около 90%, а на отдельные продукты она увеличивается вдвое и более, без учета НДС", – заявил заместитель министра экономики и устойчивого развития Вахтанг Цинцадзе.
По информации Цинцадзе, стоимость сопоставимых продуктов в Грузии на 20%-180% выше, чем в европейских сетевых маркетах.
При этом заместитель министра подчеркивает, что местным производителям сложно попасть в сетевые торговые маркеты, что обусловлено договорными условиями, которые им устанавливают сетевые маркеты.
"Наша цель – углубленно изучить этот вопрос, чтобы ответить на вызов соответствующими адекватными механизмами", – отметил Цинцадзе.
Между тем в бизнес-секторе не все довольны инициативой правительства.
"Самая главная причина в том, что местное производство находится в плохом состоянии и почти все отрасли сельского хозяйства – на грани уничтожения; импорт – в избыточном количестве, а местное производство настолько слабое, что вместо экспорта мы импортируем очень много фруктов и овощей", – заявил глава Ассоциации экспортеров овощей и фруктов Вахтанг Бежиташвили.
По его словам, импорт требует высоких затрат на транспортировку, растаможивание и так далее.
"То, как розничный сектор завышает цены, является определенным, но не решающим фактором для роста цен на продукцию", – отметил Бежиташвили.
А вот председатель Бизнес-ассоциации дистрибьюторов Лаша Рижамадзе отмечает, что проблемы высоких цен в Грузии должно решать правительство Грузии на своем уровне.
"На существующую ситуацию негативно влияют такие факторы, как банковский процент, который, например, в Европе составляет 3 и 4%, а в Грузии – 15%. Ограничение габаритных средств также оказало значительное негативное влияние на цены определенного вида продукции, поскольку это было дополнительными расходами для всех компаний", – сказал Рижамадзе.
По его словам, нельзя принимать такие регуляции, которые негативно скажутся на бизнесе.
Правительство Грузии, по мнению Рижамадзе, должно ввести определенные типы налоговых льгот, которые скажутся и на ценах.
Между тем представители сетевых магазинов Грузии готовы публично обсудить вопрос ценообразования. По их словам, они готовы показать, как формируется цена на рынке продовольствия Грузии и с какими трудностями сталкивается сектор.
Тем временем в оппозиции заявляют, что новая инициатива правительства по изучению цен станет ударом по бизнесу и является попыткой шантажа крупных сетей магазинов для того, чтобы успокоить общество, а не решить проблему.
Годовая инфляция (за период с октября 2024 года по октябрь 2025-го) в Грузии составила 5,2% при целевом показателе 3%. Больше всего цены выросли на продовольствие и безалкогольные напитки – 11,7%.