Грузия: джаз как часть жизни. Часть 4

© photo: Sputnik / Пищальников / Перейти в фотобанкГрузинский эстрадный ансамбль "Орэра" во время выступления
Грузинский эстрадный ансамбль Орэра во время выступления - Sputnik Грузия
Подписаться
Столица Грузии в течение последних двадцати лет прочно утвердилась на джазовой карте мира в качестве одного из центров и столпов джазовой музыки. Это произошло благодаря ежегодным фестивалям джаза, которые неизменно проводятся в Тбилиси с 1995 года.

Столица Грузии в течение последних двадцати лет прочно утвердилась на джазовой карте мира в качестве одного из центров и столпов джазовой музыки. Это произошло благодаря ежегодным фестивалям джаза, которые неизменно проводятся  в Тбилиси с 1995 года. Это что касается осенних форумов, а кроме того следует иметь в виду и ежегодные летние фестивали на черноморском берегу в Батуми. Впрочем, джазовое движение начиналось здесь с середины 50-х годов прошлого века, затем активизировалось в конце 70-х годов, а в 80-е годы состоялись фестивали, которые произвели на любителей джаза огромное впечатление, в том числе и за пределами Грузии. Особенно следует подчеркнуть уровень и значение сенсационного фестиваля  "Интерджаз-89", собравшего сразу восемь ансамблей из США, в каждом из которых наличие легендарных имен — звезд первой величины — превысило самые большие ожидания. Как же все это происходило?

Грузия: джаз как часть жизни. Часть 1

Грузия: джаз как часть жизни. Часть 2

Грузия: джаз как часть жизни. Часть 3

4. Звезды "сыпались" на город 

Филармоническим кругам с помощью центрального и местного политического руководства удалось воплотить идею, которая казалась немыслимой. В октябре 1989-го в Тбилиси приехали удивительные люди, которые нашему, частично  изолированному от международной жизни, сознанию казались тогда посланцами других миров. В некоторой степени так оно и было: они представляли иной творческий и музыкальный мир.

Случилось так, что 1989 год стал переломным в новейшей истории Грузии. Митинги и манифестации, дискуссии и акции протеста вели страну к обретению государственной независимости. Произошли трагические события 9 апреля. В этих условиях невозможно было себе представить, что такая действительность может породить событие, которое, казалось бы, абсолютно не вписывается в этот бурный политический антураж с его предреволюционной атмосферой. 

Однако были и способствующие факторы: внешняя политика менялась, все более возрастала в Москве и заинтересованность в сближении с Западом и "культурной перестройке". И таким образом фестиваль, подсказанный креативным взлетом вовремя подоспевшей идеи того же Гайоза Канделаки и его окружения, вскоре предстанет изумленному взору общественности. Реальность нуждалась в оптимистической инъекции, и она последовала неожиданно. Драматическая изнанка жизни оказалась в гармонии с вечным жизнелюбием. 

Канделаки все взвесил, принял конкретное решение и от имени Грузгосфилармонии, где он был заместителем директора, обратился с официальным письмом в адрес правительства республики. Предложение, не слишком мешкая,  там поддержали. Важнейшее содействие оказал министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе.  В ЦК КПСС процесс лоббировал инструктор Теймураз Шенгелия. 

"Госконцерт" Союза, чтобы покрыть  кредит шведского банка в городе Мальме для проведения фестиваля,  выделил впечатляющую сумму в размере 100 тысяч долларов. Понятно, что эти меры были приняты в том числе и для того, чтобы умиротворяюще повлиять на события в Грузии, что могло заодно  придать властям, местным и центральным, имидж лояльных радетелей новых процессов. 

Вышло вместе с тем так, что Тбилиси в столь сложной ситуации, в условиях, означавших конец "холодной войны" и предваряющих распад советской империи, каким-то образом стал объектом внимания остального мира — в качестве еще одной международной  столицы джаза. Именно так, потому что тогда сюда прибыли очень яркие музыканты, многие — действительно легендарные личности. 

Это трубач Фредди Хаббард со своим септетом, барабанщик Арт Блейки и его "Миссионеры джаза" вместе с саксофонистом Бенни Голсоном — автором целого ряда произведений, вошедших в золотой фонд джазовой классики, превосходный органист Джимми Смит с вокалисткой Барбарой Моррисон, ансамбль "Династия Чарли Мингуса", пианист Кенни Дрю с контрабасистом Нильсом Педерсеном, оркестр "Сан Ра", пианист Лесс Маккен, созвездие ансамбля блюзового гитариста Лютера Эллисона. 

В зале можно было увидеть любителей джаза, музыкантов и журналистов из многих республик и городов Союза. Были, помнится, гости из Польши, Чехии, Германии и Швеции. Организовать приезд участников этой удивительной  концертной декады помогал Гайозу Канделаки и его ассистентам шведский импресарио Бу Джонсон. В течение трех месяцев он работал в одном из номеров на верхнем этаже гостиницы "Аджария", где находились также его жена и двухлетний малыш. 

С полной нагрузкой в это непростое дело были включены все, кого нельзя не упомянуть и не поблагодарить, и прежде всего это прямо касается  директора Грузфилармонии Дориана Кития, ведущего программ фестиваля замечательного музыковеда Евгения Мачавариани, композитора Бориса Тбилели, режиссера Бориса Петрова и других. Среди помощников, по сути, находился и глава МИД СССР Эдуард Шеварднадзе, благодаря которому удалось организовать не только сам фестиваль, но и ежедневные полеты чартерных самолетов из Варшавы в Тбилиси, чтобы привозить и отвозить музыкантов. 

Их сопровождали совсем молодые тогда Миша Гиоргадзе и сын Гайоза — Каха.  

Сегодня первый из них занимает пост министра культуры, а второй — должность его заместителя. Именно они возглавили новую компанию "Eastern promotion", которая, начиная с 1995 года, ежегодно с огромным успехом проводит джазовые фестивали в Тбилиси и Батуми. Назову, без соблюдения хронологической последовательности, только некоторые  имена, и станет ясно, каков уровень этих ежегодных форумов. 

К примеру: группа "Манхеттэн Трансфер", корифей ритм-энд-блюза Рэй Чарлз, пианисты Херби Хэнкок, Джо Завинул, Мишель Петруччиани, Маккой Тайнер и Чик Кориа, трубачи Рэнди Бреккер и Крис Ботти, саксофонисты Бенни Голсон и Кенни Гарретт, гитаристы Джордж Бенсон, Рассел Мэлоун и Джон Скоффилд, вокалисты Дебора Браун, Бобби МакФеррин, Ди Ди Бриджоутер и Натали Коул. И десятки других исполнителей. Включая басистов Рона Картера и Криcчена МакБрайда. А те, которые участвовали наряду с ними, но не названы в этом спонтанно приводимом списке, поверьте, столь же знамениты, виртуозны и харизматичны. 

Мы уже не говорим о внеджазовых исполнителях с великой биографией, прибывших к нам в недавние годы: Шарль Азнавур, Хулио Каррерас,  Мишель Легран и Хулио Иглесиас. 

Вот так и работает по сей день "Eastern promotion", компания достойных наследников первых энтузиастов и миссионеров джаза в Грузии. Нет нужды напоминать, что в конце октября этого года в Тбилиси состоится очередной фестиваль.

Наконец, нельзя, конечно, не сказать и о том, что Тбилисский муниципальный биг-бенд, возглавляемый Гиви Гачечиладзе, считается одним из лучших в Европе. В этом нет никакого преувеличения: достаточно вспомнить, что на крупнейшем международном конкурсе джазовых оркестров в Монте-Карло в 2006 году наш оркестр завоевал высшую награду — премию Гран-при.

Лента новостей
0