Город без авто: Тбилиси жизненно необходим глоток свежего воздуха

© photo: Sputnik / StringerДвижение в час пик на улице в Тбилиси
Движение в час пик на улице в Тбилиси - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия открыто предупреждает тбилисцев о нездоровой экологической обстановке в столице и призывает их без особой надобности на частных машинах в город не выезжать, особенно сегодня, во Всемирный день без автомобиля

С добрым утром!

Затрудняюсь, правда, сказать, насколько оно действительно доброе. Возможно, для кого-то и не очень. Может, даже хмурое, если вы, скажем, владелец собственного авто. Зависит от того, как посмотреть. Почему? Да потому что в Тбилиси, как и во всем цивилизованном мире, объявлен сегодня День без автомобиля.

В моем детстве день без автомобиля, за редким исключением, отмечали все. И отмечали круглый год. Потому что, как вы уже, наверное, догадались, собственных автомобилей почти ни у кого не было. В нашем густо заселенном итальянском дворике стояла только одна машина – старый (не в смысле выпуска, а в модельном отношении) "москвич". Такие потом в Грузии называли "опель-чичико". Владелец дядя Шура вместе с семьей чинно выезжал на нем раз в год летом в родное село.

Покупка машины по-грузински
Покупка машины по-грузински - Sputnik Грузия
Покупка машины по-грузински
Еще у родителей моего одноклассника была "победа". Отец его слыл известным хирургом, но на работу всегда ходил пешком. Единственное отличие от дяди Шуриного "москвича" состояло в том, что "победа" целый год до лета пылилась не во дворе, а в персональном гараже. Так продолжалось до тех, пока одноклассник не подрос и не вывел ее однажды без спросу, помяв передок. После этого известный хирург машину продал, и остался только гараж.

Честно говоря, я плохо понимаю, почему счастливые обладатели личного автотранспорта в те годы на машинах почти не ездили. Бензин стоил очень дешево. С парковкой проблем не возникало. Деньги, надо полагать, имелись – иначе откуда авто?! Тем не менее, они, как и все, ходили пешком и пользовались общественным транспортом. Может быть именно потому, что "как и все"? Не знаю. У них не спросишь – это поколение ушло. А пришедших вслед за ними и добравшихся до руля, с руля теперь по доброй воле не сгонишь.

Вот я и говорю: угораздило же нас присоединиться к старушке-Европе! То есть, я не протестую. Уверен, что и никто другой не станет протестовать. Просто усядется утром, как ни в чем ни бывало, в кабину и поедет. Типа того парня в социальной сети, написавшего в ходе обсуждения (просто не могу удержаться и не процитировать): "Мне так плохо, что без машины – никуда! А в целом, приветствую…"

Машины едут по дороге вдоль набережной Тбилиси - Sputnik Грузия
Берегись автомобиля! Национальные особенности грузинской езды

Помните анекдот?

"Гоги, ты любишь помидоры?

— Кушать – да, а так – не очень…"

Вот и я приветствую, а в душе зреет сомнение: не показуха ли все это? Чтобы лишний раз продемонстрировать нашу, так сказать, лояльность европейским ценностям. Кто-то возразит: — Ерунда! Мол, откуда неуверенность, если в прошлом году 22 сентября сам наш мэр господин Нармания прошелся до работы пешком? И все газеты потом взахлеб пестрили этими фотографиями: пустая улица, и по ней размеренно шагает одинокий тбилисский градоначальник…

А наш полпред в парламенте Саломе Зурабишвили, подавая пример другим, раскатывала тем временем по городу на велосипеде.

Безусловно, персональные усилия очень важны. Вот только исключительно добровольными мерами личное транспортное передвижение граждан не ограничишь. В этом давно убедились европейские коллеги наших депутатов и градоначальников. Потому муниципальные власти в Париже, Лондоне, других городах стали волевыми решениями перекрывать в этот день движение по центральным улицам, безвозмездно раздавать в аренду велосипеды, вводить бесплатный проезд на городском транспорте и т.д. А в Минске, например, 22 сентября автомобильные права можно предъявить вместо проездного билета.

© photo: SputnikОсобенности грузинского вождения
Особенности грузинского вождения - Sputnik Грузия
Особенности грузинского вождения
Так что сомневайся, не сомневайся – а без широкой и убедительной пропаганды, четко направленных волевых усилий и грамотной координации ничего путного из этой затеи не выйдет. Потому мне совершенно непонятно, отчего тбилисская мэрия ограничилась лишь тем, что ссадила с персонального автомобиля своего шефа и выразила в СМИ голословную поддержку этому мероприятию.

Причем, если эффект в итоге окажется низким, прошу не пенять на нашу несознательность. Тбилисцы – люди как раз очень даже сознательные. Им только надо помочь уяснить, что существует объективная необходимость. Вспомните, два года назад летом, когда своенравная речка Вере превратилась в ревущий селевой поток и затопила часть столицы, никого ни в чем убеждать не пришлось. Достаточно оказалось простого обращения, и большинство из нас в те дни без особой нужды в городе на машинах не появлялись…

Важно внятно обосновать населению столицы, что экология – это не какое-то абстрактное научное понятие. Это тот "помидор", который – нравится или не нравится – напрямую влияет на нашу жизнь и здоровье.

Движение на набережной Тбилиси в час пик - Sputnik Грузия
Авторынок: почему в Грузии так много машин

Знаете ли вы, дорогие мои сограждане, что по уровню смертности от болезней, вызванных загрязнением воздуха, Тбилиси пребывает на первом месте в мире? Это данные Международного энергетического агентства. Не правда ли, очень печальное лидерство! А загазованность и запыленность воздуха в нашем городе, по сведениям Всемирной организации здравоохранения – ВОЗ, втрое выше допустимой нормы.

Прошу прощения за то, что пугаю вас с утра, однако это в ваших же собственных интересах.

По расчетам специалистов, в среднем один автомобиль сжигает за год около 2 тонн топлива и выбрасывает в окружающую среду 700 килограмм угарного газа (надеюсь, всем известно, какой это смертельный яд), 400 килограмм диоксида азота и около 300 килограмм углеводородов. Это один автомобиль!..

Только в результате езды одного транспортного средства на наши легкие в течение года давит отвратительная масса всякой химической гадости весом почти в полторы тонны. При том, что общая численность частного и ведомственного автопарка в Грузии, не считая заезжих машин, превышает миллион единиц. Просто помножьте. Ну что, представили?!.

Сам я лично, раз уж разговор у нас пошел серьезный, семейный автомобиль давно не использую. Не буду лицемерить – не потому что слишком уж пекусь об экологии. Просто из-за пробок можно быстрее добраться альтернативными способами. Один из них, который я для себя выбрал, позволяет наносить гораздо меньше ущерба окружающей среде: я приобрел скутер. Не новый, но японский.

© photo: SputnikПробки на тбилисских дорогах
Пробки на тбилисских дорогах - Sputnik Грузия
Пробки на тбилисских дорогах
В отличие от "москвича" моего детства, он не простаивает. Поначалу мне казалось, что окружающие будут с иронией смотреть на седого ездока верхом на скутере. Ничуть не бывало! Представьте, все мне завидуют, включая таких же седых, как я, сверстников, и не скрывают этого.

Однако я даю вам слово, что сегодня, во Всемирный день без автомобиля, не стану заводить даже скутер. Постараюсь и в другие дни ездить поменьше. Потому что, пугая вас, признаться, сильно запугал и себя.

Так что давайте хотя бы на один день дружно оставим свои "моторы" на приколе и пройдемся до остановки пешком!

Свежего вам воздуха и удачного дня!

Лента новостей
0