Авторынок: почему в Грузии так много машин

© Sputnik / Alexander ImedashviliДвижение на набережной Тбилиси в час пик
Движение на набережной Тбилиси в час пик - Sputnik Грузия
Подписаться
Обозреватель Александр Геловани специально для Sputnik Грузия проанализировал ситуацию на дорогах страны - на чем и почем ездят в Грузии

Александр Геловани, цикл "Берегись автомобиля"

Есть какая-то несправедливость в том, что фильм с названием "Берегись автомобиля" был снят не на тбилисской киностудии. Нет, фильм замечательный, подбор актеров просто блестящий, ну а фразы Анатолия Папанова и Андрея Миронова, сыгравших далеко не главные роли, давно растасканы на цитаты. Речь о том, что и под другим названием этот фильм был бы не менее великим, а вот название "Берегись автомобиля" следовало бы всё-таки оставить для Грузии. Причем чем дальше, тем актуальнее было это название. Судите сами.

По автомобилю в каждой семье?

По данным патрульной полиции, в Грузии на конец 2016 года было зарегистрировано более миллиона машин, а если уж совсем точно — 1 246 470 единиц автотранспорта. Учитывая, что население страны — три миллиона и семьсот тысяч с хвостиком, на каждую тысячу жителей Грузии, включая детей и стариков, приходится 330 машин. Само собой, на совершеннолетних приходится гораздо больше.

Конечно, по этому показателю Грузия пока уступает таким странам, как США или Германия и даже Польша, но зато уверенно опережает все страны постсоветского пространства, включая соседей — Россию, Азербайджан и Армению.

Пробки в Тбилиси
Пробки в Тбилиси - Sputnik Грузия
Пробки в Тбилиси
Структура автопарка Грузии такова: почти 82% автомашин составляют легковые автомобили, из них 20,7% — автомобили повышенной проходимости, в народе называемые джипами. Грузовой автотранспорт составляет 8,3% автопарка Грузии, пассажирский автотранспорт — 4,5%, а автотехника сельскохозназначения – всего 2.2%.

От роскоши – к средству передвижения

Итак, можно смело сказать — Грузия стала автомобильной страной! Ещё можно не без гордости вспомнить бессмертные слова Ильфа и Петрова о том, что железный конь пришел на смену крестьянской лошадке. Впрочем, конь пришел на смену уже давно, уже с семидесятых годов автомобиль в Грузии стал обычным явлением, хоть и не переставал быть предметом роскоши. Хотя, что тогда из крупных вещей, от квартиры до хорошего холодильника, не было предметом роскоши?

В девяностые количество машин в Грузии несколько сократилось. Оно и понятно: видавшие виды, латанные и перелатанные "жигуленки" и "волги" буквально на ходу приказывали долго жить. Ну, не рассчитан был советский автомобиль на столь долгую жизнь. Постепенно на смену советским автомобилям пришли их ровесники из Германии, США и даже Японии. Так как они были собраны качественнее, да и ездили по приличным дорогам, в Грузии они выглядели как новенькие.

© Sputnik / Alexander ImedashviliМашины стритрейсеров на смотровой площадке в старом Тбилиси
Машины стритрейсеров на смотровой площадке в старом Тбилиси - Sputnik Грузия
Машины стритрейсеров на смотровой площадке в старом Тбилиси
Однако таможенные пошлины были высокими. Пошлину можно было не платить, если дать взятку на таможне, — меньше, чем пошлина, но тоже не маленькие деньги, а потому и процесс шел вяло. Положение изменилось в 2004 году, когда новые власти резко снизили таможенные пошлины. В итоге количество автомобилей в стране начало расти с бешеной скоростью, и на какое-то время реэкспорт автомобилей даже вышел на лидирующие позиции в статьях экспорта Грузии.

В Грузию за автомобилем ехали со всего бывшего Советского Союза, впрочем, власти постсоветских государств, кто раньше, кто позже смекнули, что счастливые лица сограждан, привозящих автомобили с Кавказа, отнюдь не способствуют поступлениям в бюджет. Так что лавочка быстро закрылась. А на грузинских авторынках те "золотые годы" торговцы до сих пор вспоминают с тоской.

Миллион старых автомобилей

Но вернемся к сегодняшнему дню. Конечно, миллион автомобилей на население, не дотягивающее даже до четырех миллионов — это много. Но дело в том, что это не просто миллион автомобилей — это миллион старых автомобилей. По данным патрульной полиции, только 1,3% автопарка Грузии составляют автомобили младше трех лет. Автомобилей чуть старше, возраста четыре-семь лет, — чуть больше, но именно чуть — 2,3%. Процент автомобилей в возрасте от семи до десяти лет — тоже небольшой: 5,4%.

Покупатели на руставском авторынке - Sputnik Грузия
Автопапа в Рустави 2017: обзор цен крупного авторынка Грузии

Наибольшую долю железных коней, бегающих по дорогам Грузии, составляют автомобили в возрасте от десяти до двадцати лет — 46%, и старше двадцати лет — 45%. Причины подобной ситуации ясны и понятны. Грузия — небогатая страна, по данным Международного Валютного Фонда, ВВП Грузии на душу населения составляет 3 842 доллара США. Понятно, что при таком раскладе покупать новые машины, практически нереально.

Но давайте продолжим этот логический ряд. В небогатой стране сложно не только купить автомобиль, но и покупать горючее для него. Как же почти треть населения Грузии выходит из этой ситуации? По данным той же патрульной полиции, более 75% ввезенных в страну автомобилей работает на бензине, 18% на дизеле, 5,8% — гибридные (бензин + газ) и только 0,8% на газе. Дальше статистику никто не ведет, однако, как свидетельствует опыт поездок на таком виде транспорта, как такси, подавляющее число автомашин-такси работает на газе. Очень многие автомашины, а такси — так почти все, переделываются местными умельцами под заправку газом. Стоимость заправки газом в два раза дешевле, чем бензином приемлемого качества. Если бы ещё на газозаправочных станциях не воровали, то есть реальные объемы заправки соответствовали бы показаниям на счетчике заправщика, проблем вообще бы не было. Но, как жалуются таксисты, воруют, и воруют безбожно.

© Sputnik / Maria TsimintiaСтатистика импорта автомобилей в Грузию в 2016 году
Статистика импорта автомобилей в Грузию в 2016 году  - Sputnik Грузия
Статистика импорта автомобилей в Грузию в 2016 году

Дешевое такси

Кстати, тема такси — это отдельная тема, несомненно, достойная внимания. С 2006 года в Грузии были упразднены лицензии на перевозку людей легковым частным автотранспортом. К тому же этот вид трудовой деятельности был освобожден от налогообложения.

Это привело к тому, что "таксовать" начало огромное количество народа. В условиях высокой безработицы, причем безработицы, связанной не столько с отсутствием рабочих мест, сколько с отсутствием соответствующей квалификации, профессия водителя, при тотально свободном от регулирования рынке и относительно дешевых машинах, стала самой востребованной.

© Sputnik / Alexander ImedashviliЖенщина останавливает такси в центре грузинской столицы
Женщина останавливает такси в центре грузинской столицы - Sputnik Грузия
Женщина останавливает такси в центре грузинской столицы

Из деревни в город хлынул поток "счастливцев", которым удалось продать урожай и сесть за руль столь желанного автомобиля как средства производства. Для многих из этих людей автомобиль стал не просто средством зарабатывания денег, но и вторым домом, в прямом смысле этого слова – многие приехавшие в город водители ночуют прямо в машинах. По некоторым оценкам, доля "понаехавших" среди таксистов составляет около пятидесяти процентов. Конечно, все это не от хорошей жизни. С другой стороны, такси стало очень популярным и доступным для среднего класса средством транспорта. Так что на такси в Грузии ездят, и ездят часто.

Mercedes и любовь к японцам

А наибольшей популярностью в Грузии пользуются машины от производителя Mercedes Benz. Доля "мерседесов" превышает десять процентов от всех автомашин в Грузии. Далее следуют автомобили таких марок, как Opel, Ford, BMW, Toyota, Volkswagen и Nissan.

Интересно то, что доля ввезенных в Грузию "тойот" и "ниссанов" в 2016 году выросла на тридцать процентов. Такая внезапная любовь к японским автомобилям возникла далеко не на пустом месте.

Всё дело в том, что наше правительство учтиво предупредило всех автолюбителей, что с 2017 года растаможка праворульных машин будет стоить в три раза больше, чем леворульных. Вот и ломанулись бедолаги закупаться впрок дешевыми японскими автомашинами, пока они действительно дешевы.

Движение машин по проспекту Руставели в центре Тбилиси - Sputnik Грузия
"Выживут" ли праворульные машины в Грузии

Кстати, брутальную меру по отношению к праворульным автомобилям правительство так и не смогло объяснить. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует: праворульные машины попадают в аварии не чаще леворульных. Некоторые неудобства, связанные с управлением подобными автомобилями на трассе, легко компенсируются зеркалом переднего вида. Ну а то, что при одинаковой цене техническое состояние и сохранность "японцев" гораздо лучше, нежели у "американцев" или даже "европейцев" – факт, хорошо известный любому автомобилисту.

Власти пошли бы ещё дальше. Года полтора назад была озвучена инициатива о полном запрете праворульных машин, то есть запрете вообще. Но гул десятков тысяч клаксонов праворулек и широкая кампания протеста, прокатившаяся от социальных сетей до главных улиц столицы, быстро заставили власть предержащих отказаться от этой, прямо скажем, не совсем умной идеи.

Ну и в завершении стоит рассказать о том, какие марки популярны у представительниц прекрасного пола. Женщины-водители в Грузии составляют более тридцати процентов от общей массы. Но, в отличие от мужчин, предпочитающих "мерседесы", отдают свои сердца все тем же "японцам" – "тойотам" и "ниссанам". На них ездит почти половина наших прекрасных дам.

А вот как – об этом в следующем материале на тему "как ездят в Грузии".

Лента новостей
0