02:38 27 Мая 2019
Прямой эфир
  • EUR3.1102
  • 100 RUB4.3044
  • USD2.7802
Перевернутые разбитые машины на улицах столицы Грузии

Авангардная "страшилка" для водителей, тбилисцев и гостей столицы

© Sputnik / Alexander Imedashvili
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Котэ Ингороква
93350

Колумнист Sputnik Грузия увидел в выставленных посреди тбилисских проспектов покореженных автомобилях воплощение "шокового" стиля управления обществом, живой натурой для которого уже не первый год служим мы с вами

"Шоковые инсталляции" – а именно "шоковой социальной кампанией" назвал их представитель тбилисского сакребуло – шума в городе наделали немало. Как у жанра монументального в них нет, конечно, ничего общего с возвышенным и прекрасным. Хотя и откровенным уродством назвать язык не повернется: как-никак в выставленных вверх тормашками аварийных авто воплощены достижения мирового автопрома. Так что, несмотря на изрядные деформации, все они сохраняют очертания талантливой дизайнерской мысли.

Правда, к авторам "композиций" это не имеет ни малейшего отношения. Те даже не сочли нужным детища свои творчески облагородить. Скажем, что-то там приварить или отрезать, как обычно поступают работающие по металлу скульпторы-авангардисты. Наши зодчие-технократы застолбить авторское право, видимо, поленились. Но от гонорара, подозреваю, не отказались. Впрочем, не стану наговаривать – сведений о тратах на "шоковую кампанию" и на вознаграждение ее подвижников в публичном пространстве нет.

Как нет в открытом доступе и авторских имен. Кстати, обидно. И вовсе не потому, что возмущенные жители Тбилиси испытывают неукротимое желание по ним проехаться. Это уже сделали многочисленные пользователи соцсетей. Я же, глубоко все осмыслив, вдруг понял, что по-настоящему восхищен авторами этой бесподобной идеи!

Автогонщик: инсталляции "перевернутых машин" в Тбилиси уродуют город >>

Сомневаетесь?

Поясню. То ли по наитию, то ли не осмелившись возразить заказчикам, они гениально воплотили в бездарных образах весьма актуальную на злобу дня тему. А если шире – сумели одним уродливым мазком передать суть эпохи, в которой мы живем все последние годы.

Инсталяция Перевернутый автомобиль в столице Грузии
© Sputnik / Alex Shlamov
Инсталяция "Перевернутый автомобиль" в столице Грузии

Авторам творений общий замысел, хочу надеяться, был изначально ясен. Чего, однако, не скажешь о широкой публике, какое-то время пребывавшей в легком недоумении. Да и как понять, когда на разделительной полосе проезжей части улиц и магистралей вдруг вырастают конструкции, напоминающие противотанковые "ежи"? А потом одним прекрасным утром обнаруживаешь, что на них в виде нагромождений красуются покореженные автомобили?!.

Суперсовременно? Специалистам по городским интерьерам, наверное, виднее, но все равно с эстетической точки зрения решение не до конца понятное. У некоторых даже зародилось смутное подозрение, будто "ежи" для того и поставили, чтобы машины ночью на них напоролись. А потом осталось бы лишь пригнать автокран – простенько, дешево и со вкусом.

Мы бы и дальше продолжали строить версии, если б не уже упомянутый депутат сакребуло. Его объяснение все расставило по местам. Оказалось – нас просто запугивают! Ну да! Чтобы тот, кто за рулем, прекратил со страха лихачить, не садился управлять транспортным средством в состоянии опьянения…

А кто пешком? – спросите вы. Что ж, граждан-пешеходов постращать тоже не вредно. Пусть подумают о семье, о хлебе насущном. Тут-то и кроется корень "шоковой социальной терапии". Потому что дело ведь вовсе не в правилах дорожного движения, а в испытанных веками методах воздействия на общество.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения увеличат в Грузии >>

Трудно поспорить – страх и правда действенное средство, позволяющее всех выстроить по струнке. Но слишком уж примитивное. И крайне недолговечное, ненадежное. Сколько бы кто ни ссылался при этом на мировой и европейский опыт. Кстати, мне лично выставленных на обозрение разбитых авто в центре европейских столиц, где побывал, видеть не доводилось.

Зато вдоволь примеров в советском прошлом. Водители со стажем, наверное, помнят вдребезги разбитые автомобили у постов ГАИ на выезде из городов. Чувства граждан, прямо скажем, не особенно щадили. Пугать, так пугать! В конце концов, ради их же собственного счастья.

Да и воспринималось на декоративно-счастливом фоне все иначе. Мы не готовы были вообразить разрушенные снарядами здания на проспекте Руставели, обгоревшие остовы автомобилей и бронемашин вдоль дорог, разгоны митингов… Опомнитесь, господа – кого вы пытаетесь сегодня запугать в Грузии помятым крылом?! Только на боковых улочках, пустырях, в тбилисских двориках у нас теперь ржавеет в разы больше автомобильного хлама, чем на оплаченных тбилисской мэрией "шоковых инсталляциях"?!

Поймите, они могут вызывать раздражение или на худой конец иронию, но не способны никого напугать! Водители давно перестали обращать на них внимание, и, возможно, по этой причине инициаторы кампании не торопятся с обнародованием "победной" статистики. Мне же лично эти "монументы" навевают ассоциации не с социальной профилактикой, а с частными автопрофилактиками, как бы вынесенными на общее обозрение. Осталось залить прилегающее место машинным маслом, а вместо почетного караула, выстроить парочку мастеров…

Но может все мы заблуждаемся? Хорошо известно, каким нападкам подвергался за свою знаменитую башню Гюстав Эйфель. Писатели, ученые, общественные деятели требовали немедленно ее демонтировать. А теперь она считается главным символом французской столицы, без которого Париж невозможно вообразить. Впрочем, нет нужды ходить за примерами так далеко: саакашвилевские монументальные велосипеды на глазах приобрели бешеную популярность у туристов. Так может и с "шоковыми инсталляциями" случится похожее?

Установка памятника велосипеду в центре грузинской столицы, архивное фото
© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili
Установка памятника велосипеду в центре грузинской столицы, архивное фото

Надеюсь, не случится. Потому что в них заложен иной пафос. Это не искусство. Это нечто вроде доставшегося в наследство от прошлых времен управленческого стиля. Вдобавок, трансформированного. Раньше, пугая авариями, хотя бы всех поголовно обучали сигналам светофора. А теперь кто-то решив упрямо гнуть свою линию, даже не пытается внятно объяснить населению, скажем, преимущества строительства гидроэлектростанции. Или в категорической форме, ультимативно отвергает требование таксистов не перекрашивать машины в белый цвет.

"Революцию такси" в Тбилиси отменили - таксисты выбрали переговоры с мэрией >>

В результате, горожане как ни в чем ни бывало переходят улицы на красный сигнал. Жители Панкиси забрасывают строителей и полицейских камнями и "коктейлями Молотова". А сотрудники Тбилисской мэрии, пойдя на попятный, выводят недальновидными людьми не только себя, но и ту часть таксистов, которые повели себя как законопослушные граждане…

Все это тоже символы. Как и покореженные автомобили, служащие безмолвным напоминанием не только водителям, но и тем, кто решил вознести их на пьедестал. Стиль есть стиль! Почему бы теперь, например, не устроить аналогичные социально-воспитательные стенды в школах? Скажем, с розгами или отцовским ремнем в центре композиции. Весьма действенное, надо заметить, средство воспитания, на котором воспитывались многие поколения, включая мое.

Только у страха свои особенности, и не случайно уличная мудрость гласит: нас бьют, а мы крепчаем. Как бы слишком не окрепли и не стали крушить все вокруг, начав с этих самых "шоковых инсталляций"!..

Лучше бы вовремя их убрать. А то прецедентов в нашей истории немало…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

ДТП в Грузии 2018 год
© Sputnik /
ДТП в Грузии 2018 год
Теги:
Мэрия Тбилиси, Правила дорожного движения, Грузия


Главные темы

Орбита Sputnik