Шио-Мгвимский монастырь (Шиомгвиме) - это старинный монастырь в девяти километрах от города Мцхета, если ехать по тупиковой дороге. Добраться до монастыря можно пешком из центра Мцхета или на автотранспорте по асфальтированной дороге, которая относительно недавно была отремонтирована. Главное - вовремя обратить внимание на указатель, стоящий на центральной площади Мцхета.
Шио-Мгвимский монастырский комплекс находится в узком известняковом ущелье и был основан во второй половине шестого века преподобным Шио, одним из ассирийских отцов.
Память основателя отмечается в четверг масленицы, последней недели перед Великим Постом.
Из его жития известно следующее. Преподобный Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии, в благочестивой семье. Имя "Шио" соответствует имени "Симеон". К своему совершеннолетию Шио прекрасно разбирался в основах веры и творениях отцов Церкви.
Когда Шио было 20 лет, в его город пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, впоследствии известный миру как преподобный Иоанн Зедазенский. Он сразу обратился к Шио по имени и предсказал ему, что он станет "отцом для многих отцов", подразумевая монашество.Так Шио стал иноком.
Через 20 лет после этого события преподобному Иоанну было видение свыше избрать из числа своих учеников 12 человек, в том числе и Шио, и с ними отправиться в Иверию для укрепления веры в народе. Иоанн с учениками жили в Мцхета три года, а затем взошли на гору Зедазени для сокрушения идолов.
Спустя два года святому Иоанну снова явилась Пресвятая Богородица и велела ему послать своих учеников по разным местам страны для проповеди. Шио отправился в одно из ущелий к западу от Мцхета. Там он жил в уединении и тайно творил свои подвиги. Хлеб ему приносил голубь.
Однажды начальник крепости Насдаки Евагрий вышел на охоту со своими слугами. Перейдя Куру, он направился в сторону, где жил в пещере подвижник. Неожиданно он заметил голубя, несущего пищу в клюве и влетающего в пещеру. Тогда Евагрий последовал за птицей и увидел молящегося человека. В дальнейшем Евагрий решил в корне изменить свою жизнь и стать монахом. Для исполнения своего решения Евагрий распродал свое имение и раздал все нуждающимся, потом вырыл себе отдельную пещеру около преподобного. Скоро к ним присоединились еще несколько единомышленников. Им нужна была вода, и тогда по молитве преподобного около пещер забил источник, который впоследствии был назван "Слезы Шио".
Число иноков росло, но храма у них не было. Шио молился Богу, прося указать место для постройки храма. Потом он положил горячие угли на ладонь левой руки и под песнопения иноков пошел по направлению столба дыма от курящегося ладана. На указанном свыше месте святой Шио повелел воздвигнуть церковь, которая впоследствии была освящена во имя Иоанна Крестителя.
Святой Шио совершил множество чудес при жизни. Как-то иноки пришли к святому Шио с жалобой на волков, которые время от времени причиняли урон монастырскому стаду. Святой помолился, и один из волков стал пасти ослов и так помогал братии.
Преподобный написал 160 поучений, которые братия должна была читать по воскресеньям.
Чувствуя упадок сил, святой Шио решил утяжелить подвиги и спустился в глубокую пещеру наподобие колодца. В темноте, без солнечного света он прожил 15 лет, питаясь водой и просфорами.
Святой Шио отошел ко Господу 9 мая (по старому стилю). Он завещал оставить свое тело в колодце. Жизнеописание святого было составлено Мартирием Греком. В XI веке ему была составлена специальная служба.
Впоследствии установился такой обычай: в праздник преподобного Шио после службы патриарх или епископ спускался в эту церковь, опускал руку в отверстие гробницы — и происходило чудо: одна из костей поднималась наверх сама собой. Ее выносили для поклонения народу.
В 1914 году впервые достали голову. Это был какой-то знак. Начались Первая мировая война, революции и новая волна гонений. Даже после закрытия монастыря несколько старых монахов, устроившись сторожами, тайно совершали службы. Мощи Шио Мгвимского кем-то были сожжены. Но чудесным образом сохранилась одна кость преподобного как знак того, что его милость еще пребывает с народом Грузии.
После смерти преподобного Шио число монахов продолжало расти. Временами их число доходило до двух тысяч человек. Следует отметить, что святой Евагрий в конце жизни так же, как и его учитель, ушел затворником в колодец. Этот глубокий колодец сохранился по сей день, и недавно его верхняя часть была отремонтирована.
Царь Давид IV Строитель сделал Шио-Мгвимскую обитель царской и создал Типикон монастыря (1123). По велению Давида Строителя, около 1100 года на территории монастыря был построен Храм Богоматери.
Проблема с водой всегда была актуальна для монастыря, и при царице Тамаре епископ Антон Чкондидский, один из ее министров, провел туда водопровод из деревни Схалтба, протяженностью два километра, который сохранился до наших дней.
Монастырь часто подвергался набегам иностранных захватчиков и постепенно пришел в упадок. Потом наступило возрождение. Царь Георгий VIII (1446–1465) предоставил Шио-Мгвимский монастырь и его земли князьям Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы.
Затем монастырь вновь разрушили персы под предводительством шаха Аббаса I в 1614–1616 годах. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османы в очередной раз разрушили ее. Князь снова нашел средства и в 1733 году восстановил все разрушенное и еще построил колокольню при входе в монастырь, которая сохранилась до нашего времени. Примечательно, что стройка велась во время оккупации страны. Спустя два года монастырь вновь был разрушен персами.
Шио-Мгвимский монастырь просуществовал до XIX века, затем после набегов лезгин опустел. Монастырь на какое-то время возродил епископ Александр.
Последние монахи жили здесь и при советской власти примерно до 1960–х годов. Потом обитель полностью опустела. Возрождение монашеской жизни произошло в 90-х годах прошлого века.
В настоящее время здесь живет монашеская община. Естественно, до двух тысяч не доходит, но смысл не в количестве. Братия занята на разных послушаниях. Присмотревшись внимательно, можно увидеть пасеку на склоне горы.
Вы все помните поэму Лермонтова "Мцыри". Если внимательно вчитаться в текст, то выяснится, что герой жил именно здесь. В то время рядом со Мцхета это был единственный мужской монастырь. Церковные службы в этот период велись на церковно-славянском языке, потому что грузинский язык был запрещен.
При входе в монастырь необходимо иметь надлежащий внешний вид. За этим следят монахи, и могут возникнуть проблемы при осмотре. Фотографировать фрески нежелательно.
Закончив с общеизвестными фактами, хочется вспомнить такую историю, рассказанную экскурсоводом Натальей Андроникашвили.
- Эту историю рассказали мне монахи, когда мы с сыном поехали в Шио-Мгвимский монастырь. Один из них спросил у моего мальчика фамилию, и, узнав, что он Дадиани, отметил, что один из игуменов этого монастыря тоже был из нашего рода и был расстрелян после советизации Грузии. Он отказался впустить в стены обители пьяных солдат. Они рассердились и все же ввалились туда, расправившись с игуменом. Потом монах рассказал нам одну историю.
При Шах-Аббасе втором Шио-Мгвимский монастырь был разграблен и мощи святого Шио были вывезены в Персию вместе с остальными трофеями. Была также взята в наложницы к шаху княжна Амилахвари, и шах усиленно склонял ее к браку. Причем обещал, что веру она менять не будет. Княжна тянула время. В Персии начался мор. Три года умирали все первородные, будь то люди или животные. Наконец один из самых старых мудрецов пришел к шаху и сказал.
- Мне является во сне один старик и говорит: "Вам не надоело мучаться? Верните мои останки в Грузию!" Он является также и другим твоим подданным, но они боятся твоего гнева и не смеют тебе сказать о причине мора. Я уже стар и не боюсь сказать правду. Можешь отрубить мне голову.
Шах задумался и велел вернуть мощи святого Шио Мгвимского в золотой раке в Грузию, а вместе с ними и нетронутую девицу-княжну. Как только караван с мощами пересек границу Ирана, направляясь к Грузии, мор прекратился. До самой революции иранцы в честь этого события жертвовали весьма большую сумму в монастырь. Потому святому молятся неплодные родители о рождении детей. Если ребенок рождается, то его обязательно крестят в этой же церкви. Мусульмане тоже почитают святого Шио и приводят своих детей под благословение в этот монастырь.
Поэтому здесь чаще всего слышатся уставные слова: "Святой Шио, моли Бога о нас!".