04:54 10 Июля 2020
Прямой эфир
  • EUR3.4655
  • 100 RUB4.3263
  • USD3.0600
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Прогулки по Тифлису (140)
52850

Виртуальные "Прогулки по Тифлису" предлагают узнать о самых увлекательных, чарующих и красивых зданиях грузинской столицы - они хранят много тайн, о которых мы даже не слышали

Здесь я оставила себя. Маленькую, семилетнюю девочку, ожидающую троллейбуса под номером 14. На нем я обычно ездила в школу, которая находилась в районе Дидубе. Поэтому каждый раз, выходя на станции метро Марджанишвили и сворачивая в сторону площади Воронцова, я будто кого-то высматриваю на остановке.

Дворец Воронцова в Тифлисе – место пересечения имен и судеб >>>

Все надеюсь отыскать ее, девочку с ранцем. Предупредить о разочарованиях, которые постигнут ее в жизни, оградить от ошибок, которые она совершит, рассказать о будущих победах и поражениях. И о том, как все изменится в будущем. 

Улица - генетический код

Даже место, на котором она топчется, прямо у остановки. К слову, большой тканевый магазин, что в здании на первом этаже, превратится через много лет в магазин корейской продукции. А на месте продуктового, в котором продается потрясающего вкуса арахисовая халва, откроется коммерческий банк. У входа же в банк повесят мемориальную доску с надписью о том, что в XIX веке на месте этого большого дома возвышалась лютеранская церковь.

© Sputnik / Vladimir Umikashvili.
Манекен в защитной маске в витрине магазина в Тбилиси

В те времена этот район был заселен преимущественно немцами, переселившимися в Грузию в начале XIX века. А церковь, по-немецки кирхе, была построена по проекту архитектора немецкого происхождения Леопольда Бильфельда. Немцами же она была и разрушена. Не по собственной инициативе, конечно, а по распоряжению рулевых тех времен. Кирхе разбирали по кирпичам немецкие военнопленные в 1946-м году. 

Дом с башней - жемчужина из немецкой слободки Тифлиса >>>

Одним словом, многое поменяется в будущем. А моя зависимость от этого района останется прежней. И это уже, как говорится, генетический код. Пройтись бы по любимому проспекту, заглянуть в каждый дом. Но до окончания карантина это лишь мечты вслух. До того счастливого момента, как вы помните, мы гуляем сугубо виртуально. 

© photo: Sputnik / Eduard Pesov
Горельеф грузинского режиссера Коте Марджанишвили на станции тбилисского метрополитена, носящей его имя

Итак, отправная точка метро Марджанишвили. По выходу со станции, сворачиваем направо и начинаем двигаться по направлению к парку Муштаид. Через минуты три оказываемся перед Домом рыбопромышленника Абазова, построенного в 1904 году.

Тайны дома Абазова

Дата окончания строительства указана на фасаде здания, прямо над балконом. Возможно, бизнесмен строил дом как частично доходный. Хотя, вполне вероятно, что собирался в нем жить только с семьей, без сдачи комнат постояльцам. Точных сведений на этот счет нет.

Дата окончания строительства указана над дверью балкона, с правой стороны
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Дата окончания строительства указана над дверью балкона, с правой стороны

Для оформления здания был приглашен известный театральный художник Бенедикт Телингатер. По обеим сторонам парадной панно с изображением разных стран и материков. На одном из них отчетливо различается надпись "Австралия".

Неразгаданные тайны и сюрпризы старинного особняка на Агмашенебели >>>

Картины и настенные скульптуры в парадной были отреставрированы "Фондом развития Тбилиси" в рамках программы реставрации исторических подъездов. Остается загадкой, почему у специалистов не дошли руки до потолка. Старинные шпалеры местами сильно осыпались и входят в диссонанс с обновленными стенами.

Вот такой серьезный лик на тебя взирает
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Вот такой серьезный лик на тебя взирает

На втором этаже глаз цепляется за красивые картины. Принадлежат они кисти уже другого художника, Де-Марцо.

И почему Телингатор привлек к работе еще и своего коллегу? Может быть, объем работы показался ему большим? Спустя пару лет Телингатор расписал дом братьев-табачников Сейлановых на улице Табидзе. Похоже, эти загадки останутся неразгаданными.

Идем дальше. Нам по дороге будет встречаться много примечательных и интересных домов. Но останавливаться мы будет, конечно же, не у каждого. Иначе нам придется двигаться черепашьими шагами. Ведь тут что ни дом, то история.

Штерновские особняки  

А вот мимо этого дома пройти нельзя. Это собственный дом Пауля Штерна. Он построил его в 1893 году. Тут можно дать волю воображению и представить, что в большом доме Пауль поселился не один, а с братом. Можно в своих предположениях пойти еще дальше и представить, что на первом этаже у Штернов была мастерская или контора.

На проспекте Давида Агмашенебели домов, построенных Паулем Штерном, насчитывается четыре. Дом на углу Агмашенебели и Бакинской, особняк Гукасянов, который Штерн строил изначально для себя, собственный дом, на пересечении улиц Агмашенебелии и Кахидзе, в прошлом Крылова.

Кстати, между двумя последними домами можно найти некоторое сходство. И с дворцом принца Ольденбургского на улице Каргаретели, ныне это музей. Не так давно по просьбе потомков семьи Штернов, которые приезжали в Грузию, семейная переписка из личного архива семьи была передана именно в этот музей.

На первом этаже штерновского дома сегодня магазин тканей. Магазин старый, существует в этом доме еще со времен моего детства. Французские балконы, все как один, в форме замочных скважин. Сколько окон - столько скважин. Много их, одним словом. И практически в каждом из них в оформлении есть шестиконечная звезда.

Звезды этих многих смущают
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Звезды этих многих смущают

Владельцам домов или авторам этих творений, в оформлении которых присутствует такая звезда, городская молва часто приписывает принадлежность к еврейскому этносу. Потому как соотносится с шестиконечной звездой Давида, которая изображена на флаге Израиля и считается еврейским символом. Между тем, шестиконечная звезда, так часто встречающаяся в фасадном оформлении домов, является всего лишь деталью псевдомавританского стиля в архитектуре.

"Аполло"

Наша следующая остановка у красивейшего кинотеатра Аполло. Кинотеатр "Аполло" был построен в 1909 году. Для работ по отделке здания первый владелец обратился к немецкому скульптору Карлу Вильсису и специалистам фирмы Рейш.

кинотеатр Аполло
кинотеатр "Аполло"

Но то ли взыскательный вкус владельца не был удовлетворен, то ли произошла какая-то размолвка, но оформлением занялись чешские скульпторы-отделочники - А. Новак и К. Соучек. Говорят, владелец кинотеатра забраковал оформление второго этажа. Отсюда в оформлении здания смешение стилей. К слову, в зрительном зале лепка выполнена в стиле модерн, в вестибюле первого этажа - в стиле ампир, в вестибюле второго этажа – полная эклектика.

Ярус на втором этаже
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Ярус на втором этаже

Внутренние работы были завершены в 1914-м. Позже, по сведениям известного тбилисского строителя Карло Моретти, "Аполло" перешел во владение итальянцев – братьев Ричи. Удивительно, но имя автора этого изящного строения не найдено, пока, во всяком случае.

Во времена, о которых идет речь, на Михайловском проспекте насчитывалось до семи кинотеатров. До сегодняшнего дня не дожил ни один, не считая "Аполло", который в простое уже лет 30. В 2010-м фасад здания был отреставрирован. Но дальше этого дело не пошло.

На сегодняшний день здание находится в собственности компании Confident group. Некоторое время назад компания уже представила проект реабилитации исторического здания. Согласно новому проекту, на первом этаже расположатся выставочные и конференц-залы, на втором этаже - кафе. В зрительном зале отреставрируют старый экран, который был скрыт в 50-х годах прошлого столетия во время реставрации.

На первом этаже разместится сцена, на которой будет происходить озвучивание старых фильмов. Представители компании признались, что у них на данном этапе нет бизнес-плана по развитию кинотеатра, но они открыты для сотрудничества и обмена мнениями. Главное, отметили владельцы: они сохраняют за "Аполло" его первоначальную функцию.

Если персонифицировать архитектурные строения, то "Аполло" тянет на старца с благородными чертами лица и несгибаемой осанкой. Будто назло своим годам и политическим системам продолжающего жить. Качество жизни, конечно, оставляет желать лучшего: штукатурка давно облуплена, перебиты гипсовые украшения, краска местами стерта. Но сдаваться он все равно не собирается. 

Чарующий дом со львами

Подходим к одному из самых самобытных и примечательных домов на проспекте Агмашенебели, к Дому со львами. Львиная доля известности этого дома приходится на львов. Они отродясь охраняли главный вход во двор этого дома.

Дом Аветиса Гукасяна на Михайловском проспекте
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Дом Аветиса Гукасяна на Михайловском проспекте

Так захотел изобретательный до выдумок тифлисский архитектор Пауль Штерн. У него что ни дом, то произведение искусства. Капризная муза благоволила к талантливому творцу.

Хищников он посадил по бокам ограды. Так они и просидели здесь до наступления новых времен.

Потом была смена власти, национализация и превращение дома в коммунальное жилье. Хищники поменяли место жительства и какое-то время охраняли вход в зоопарк. Новые городские власти сочли зоопарк более естественной средой обитания для львов, нежели проспект Плеханова.

После реставрации дома, которая завершилась в 2010 году, львы вернулись в родные пенаты. Точнее, на прежнее место вернулись их преемники, молодняк. Их вылепили по подобию старых. Но, в отличие от предков, молодые получились почему-то диспропорциональными.

Логичнее было бы вернуть старых зверей на старый адрес. Но с насиженного места у зоопарка львы давно исчезли. Куда они ушли, в каком направлении, неизвестно. Теперь их места занимают другие представители семейства кошачьих – тигры.

Дом на Михайловском Штерн спроектировал оригинальным образом. Согласно проекту, здание было глубоко внутри двора. Таким образом, знаменитый дом построили не прямо на проспекте, а на некотором расстоянии от него. Если бы реставраторы не спилили деревья в 2010 году, дом, как в прежние времена, не особенно и бросался бы в глаза.

С учетом того, что Михайловский проспект на момент строительства утопал в зелени, дом как бы играл с прохожими в прятки, выглядывая из-за густой растительности. В середине сада был установлен бассейн со скульптурой маленького рыбака.

Теперь рыбаком можно любоваться даже издалека
© Sputnik / Ekaterina Mikaridze
Теперь рыбаком можно любоваться даже издалека

Пауль Штерн работал над проектом дома несколько лет. Еще бы, он же планировал подарить особняк супруге. Первоначальный проект дома Штерн составил в 1889 году. Через год к уже имеющемуся проекту добавил чертежи выходящих на улицу беседок, железной изгороди и ворот. А в 1893-м составил чертеж дворового флигеля, который так и остался неосуществленным на бумаге. Что случилось потом, история умалчивает.

В первоначальные планы Штерна вмешались какие-то обстоятельства, и он вдруг его продал. Купил этот удивительный дом у архитектора приехавший в Тифлис из Баку нефтепромышленник Аветис Гукасян.

Остановок в нашем долгом путешествии будет еще много. По той простой причине, что домов, которые поражают воображение и вдохновляют своей красотой, в Тбилиси огромное количество. Да и город сам как шкатулка с двойным дном, с историями, слухами и тайнами. В нем всегда есть что-то еще, что пока еще не раскрыто, не обнаружено и дожидается именно тебя.

Темы:
Прогулки по Тифлису (140)


Главные темы

Орбита Sputnik