Человек, как открытая книга. Есть такое выражение. А по мне и город - книга. Живая, пульсирующая и тоже открытая. Конечно, не для всех. Но те, кто заинтересуются архитектурой, обязательно прочтут зашифрованные в камнях тексты. Потому что дома – это буквы, слова и предложения.
Например, о чем рассказывают дома дореволюционного Тифлиса? Любой из них, построенных в этот период времени, имеет европейские черты. Но стоит зайти во двор особняка, и любопытному взгляду открывается абсолютно другая, тбилисская картина бытия, с открытыми верандами и деревянными резными балконами.
Смешивая самые разные стили в оформлении наружной, фасадной части, при проектировании внутренних дворов, архитекторы старались в то же время сохранять и традиционную, национальную стилистику. Но время не стоит на месте. На смену бережному отношению к своей культуре и стремлению к западной, пришла другая эпоха. Со своими знаками и зашифрованными в ней текстами.
Довоенная архитектура
Начало ХХ столетия было ознаменовано большими свершениями. Революция, установление советской власти и другие сдвиги в социально-политической жизни положили начало коренным переменам во всех областях общественной жизни.
Изменения послужили толчком для развития градостроительства, которое явилось одним из значительных факторов социальной реформы. Переходный в политической жизни период 20-х годов и в градостроительстве не ставил высоких задач.
Экономическая ситуация в целом была сложная для воплощения грандиозных идей. Решались, скорее, проблемы насущной необходимости. К числу таких относились благоустройство и частичная реконструкция наиболее тяжелых участков уличной системы и улучшение бытовых условий жизни.
Вопрос жилья стоял особенно остро. В Грузии, как и во всем Советском союзе, увеличивался объем внутренних миграций. Революция 1917-го года, годы коллективизации, последовавшие за ней, гражданская война усилили отток сельского населения в города. И весь этот поток нужно было, естественно, где-то размещать, обеспечивать жильем.
Частные дома, ранее принадлежавшие буржуазии и купечеству, национализировали и превратили в коммунальное жилье. Но, помимо этого, конечно, строили и новые дома для решения жилищной проблемы. Рост населения, территориальное расширение, развитие промышленности, интенсификация транспортного движения, возросшие культурно-бытовые нужды требовали незамедлительного составления перспективных планов развития городов.
В 1934 году был разработан генеральный план реконструкции Тбилиси (3. Курдиани, И. Малоземов, Г. Гогава, экономист Г. Шелейховский). Согласно плану, предусматривалось преимущественное развитие города на запад вверх по течению Куры. Большое внимание в генплане и при его практическом осуществлении уделялось реконструкции набережных Куры.
С этого времени в городе начинается активное строительство. Появляется большое количество общественных, административных зданий. В 1936 году в новом, осваиваемом районе появляется здание первого тбилисского государственного цирка. Авторами оригинального творения являются С. Сатунц и М. Непринцев, В. Урушадзе.
Правда циркового коллектива в нем пока еще нет. Еще одно зрелищное сооружение появляется на главном проспекте, это кинотеатр имени Ш. Руставели, построенный в 1939 году по проекту Н. Северова. В этом же районе в 1938 появляется самый первый корпус дома правительства. В те же годы на проспекте Руставели строится грузинский филиал института марксизма и ленинизма.
В Тбилиси появляется и первый футбольный стадион "Динамо". Стадион строится по проекту главного архитектора города А. Курдиани в 1937 году. За счет одного из обмелевших рукавов реки Мтквари, расширяют набережную. И в Тбилиси появляется мост, который в будущем жители назовут Сухим, потому что в прошлом тут протекала река.
Сухой мост: главный сувенирный рынок Тбилиси >>>
В общем-то, строится много чего. Город растет, развивается, приобретает черты своего времени. Но начинается война, и строительство на время приостанавливается.
Послевоенная архитектура
За годы войны в СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, десятки тысяч заводов и фабрик. Восстановление всех этих потерь требовало серьезных финансовых и человеческих ресурсов. Так начинается новый этап в развитии строительства и архитектуре.
Советская архитектура послевоенного десятилетия отличается от предвоенной архитектуры большим масштабом, большей пышностью и более внятными отсылками к истории.
В 30-е годы в архитектуре не поощрялось прямое заимствование исторических мотивов. А патриотический подъем и потери значительной части архитектурного наследия позволили включить в репертуар архитекторов мотивы как средневековой национальной архитектуры, так и детали классицизма.
Уже через два года после окончания войны начинается холодная война, конфликт идеологий капитализма и социализма, который продлится до конца 80-х. И это самым естественным образом отражается во всех областях жизни, в том числе в архитектуре. Наиболее резко контраст архитектурной политики этих двух миров уже в ситуации холодной войны, сменившей период сотрудничества союзников, выразился в архитектуре выставочных ансамблей. Несмотря на потери, трудности и экономически сложную ситуацию, страны стремятся отметить возвращение к мирной жизни и проводят фестивали, праздники.
Гармония духа. Жизнь кадра и кадр о жизни >>>
Так, Великобритания очень сильно пострадавшая не только от бомбежек, но еще и потому, что на эту страну взвалили финансовое бремя послевоенного восстановления части Германии, решила отметить возвращение к мирной жизни фестивалем "Британия". В центре Лондона на месте разбомбленных районов был построен выставочный ансамбль. Это была модернистская архитектура, скромная и без претензий. И не шла ни в какое сравнение с роскошным выставочным ансамблем в Москве.
Комплекс ВДНХ представляет собой живое воплощение амбициозной политики и культуры времени. Советский союз, понесший огромные потери в войне, нуждался в оптимизации средств и прагматичном строительстве больше, чем кто-либо другой, но еще больше он нуждался в закреплении триумфа победы.
Внешний облик страны должен был соответствовать статусу страны-победителя. Большая и измученная войной страна, одевалась в роскошные наряды. Одевалась, как женщина, которая, несмотря на все свои страдания, стремится доказать свое первенство и силу.
Архитектурные формы рассказывали о силе, мощи, и торжестве идеи. Стиль, характерными особенностями которого стали помпезность, пышность и обращение к классике (неоклассицизм), получил название сталинского ампира, по аналогии с французским словом империя.
Отечественная архитектура окончательно рвала с западным влиянием и пыталась создать новый, уникальный, свой стиль – империи триумфатора. При этом, под стилем сталинского ампира подразумевалось эклектическое смешивание самых разных исторических стилей от петербуржского классицизма до барокко
Сталинская архитектура в Тбилиси
Страны, которые были в составе СССР, находились в той же парадигме. Общие тенденции, естественно, отражались и на облике столиц союзных республик. Почти на каждом из сооруженных в послевоенное время зданий в Тбилиси лежит отпечаток той эпохи. Одним из ярких примеров архитектуры тех лет считаются дома на площади Марджанишвили.
В конце 40-х - начале 50-х годов на площади были построены два красивых, идентичных, монументальных дома, которые смотрят друг на друга. Один из них построили на месте, где многие годы стояла лютеранская церковь, построенная тбилисскими немцами. С началом войны многие из местных немцев были депортированы, а церковь в 1946-м была разобрана руками немецких военнопленных.
В том же районе, на проспекте Плеханова, ныне Агмашенебели, в 1950-м по проекту известного в городе архитектора Габриэля Тер-Микелова был построен Дом культуры железнодорожников. По его же проектам построены в городе гостиница "Мажестик", ныне "Тбилиси Марриот", здание железнодорожного вокзала, которое не сохранилось (его разрушили в 80-х годах), дом братьев Миловых в Сололаки.
Кстати, итальянский особняк, как называют дом Миловых в народе, схож в чем-то с последним творением архитектора – Домом культуры железнодорожников. Тер-Микелов ушел из жизни в 1949-м. Сегодня в этом здании размещен театр музыкальной комедии.
Ярким образцом сталинской монументальной архитектуры считается здание грузинского дома правительства. Последний корпус был достроен в 1953 году по проекту Виктора Кокорина и Георгия Лежава (начало строительства 1938 г.).
До обретения Грузией независимости фасад здания выглядел немного иначе. По обеим сторонам от лестниц, ведущих к зданию, были установлены скульптуры трудящихся. На фасаде же здания был барельеф с советской символикой. Место у дома правительства считается знаковым. Именно тут проходили акции протеста и решалась судьба страны последние 30 лет.
Примечательно, что здания на центральном проспекте столицы почти все построены в более ранние годы. Самые "молодые" из них те, что были построены в послевоенные годы. Ну это если не считать гостиницу Biltmore, впрочем, и тут необходимо уточнение. Отель размещен в том числе в переделанном под него здании института марксизма и ленинизма.
Еще одно, наверное, самое скандальное здание того времени, - это бывшее административное здание Грузугля, что на проспекте Руставели. На сегодняшний день здание принадлежит Академии наук Грузии. В нем разместились киноцентр и Академия наук.
На лестницах, у колонн уже много лет действует вернисаж и идет торговля сувенирами. Вряд ли авторы творения Чхеидзе и Чхиквадзе, построенного в 1954-м, могли предположить, какой шквал критики обрушится на них после реализации проекта.
Громоздкое и основательное строение состоит из двух частей и соединяется на углу башней. Все дело в том, эта башня декоративного свойства и практически ни разу не использовалась. Ее высота составляет 55 метров, на нее было потрачено 3 млн рублей; затраты на облицовку фасадов этого здания составили 8,1 млн рублей или 33 процента общей стоимости строительства.
Зданию досталось наряду с другими монументальными зданиями эпохи. 7 декабря 1954-го года прошло Всесоюзное совещание строителей. Специалисты подвергли критике чрезмерное декорирование и излишества в архитектуре зданий. А через год было принято постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве".
Это означало, что эпоха сталинской архитектуры закончилась. Подуло ветром перемен. И для советского градостроения перемен не в лучшую сторону. На Всесоюзном совещании строителей "практика украшательства в архитектуре" была подвергнута резкой критике. Было решено развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность.
Новое руководство в лице Никиты Хрущева предпочитало излишнему декорированию в современной архитектуре голый функционализм.
Именно отсюда берет начало типовое проектирование многоквартирных домов. Так хорошо знакомых нам картин, до нелепости похожих друг на друга безликих домов и целых кварталов.
Именно этой нелепой до комичности схожести домов мы обязаны появлению на экраны всеми любимого фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром". Типовое жилье становилось постепенно неотъемлемой нормой соцреалистического бытия. Но это уже совершенно другая история.