18:55 29 Сентября 2020
Прямой эфир
  • EUR3.8708
  • 100 RUB4.2140
  • USD3.3203
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Культурная жизнь Грузии (2099)
129030

В 2020 году свое 175-летие отмечает Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А. С. Грибоедова – первое культурное учреждение Кавказа, старейший русский театр за пределами России

"Тифлис - цивилизованный город, в нем есть театр!", – признавал Лев Толстой. "Тифлисский театр если не лучший, то по крайней мере один из лучших театров мира", – восхищался Александр Дюма.

Александр Дюма-отец в грузинском национальном костюме
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Александр Дюма-отец в грузинском национальном костюме

Появление русского театра в Грузии непосредственно связано с именем Михаила Семеновича Воронцова – генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии, наместника кавказского, генерал-фельдмаршала и светлейшего князя.

Джордж Доу. Портрет Михаила Воронцова
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Джордж Доу. Портрет Михаила Воронцова

Михаилу Воронцову, как говорится, на роду было написано стать военным и дипломатом. Отец, Семен Романович Воронцов, был русским посланником в Лондоне, крестной стала сама императрица Екатерина II. Грудным ребенком он был записан в бомбардир-капралы лейб-гвардии Преображенского полка. Мише было всего четыре года, когда его произвели в прапорщики.

Михаил Воронцов
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Михаил Воронцов

Михаил Воронцов действительно стал выдающимся государственным деятелем и военачальником. Его жизненный путь осенен великими военными победами и дипломатическими достижениями, которые имели судьбоносное значение для государства. Не менее яркий след он оставил и в культурной жизни тех городов и регионов империи, которыми он руководил, будь то Кишинев, Одесса или Тифлис.

Маяковский и Грузия: когда в Тифлис тянет, как магнитом >>>

В родословной Михаила Семеновича замечательным образом соединяются служение музам и служение дипломатии. Его дед, Роман Илларионович Воронцов – не только первый владимирский, пензенский и тамбовский наместник и генерал-губернатор, но и знаменитый поклонник театрального искусства – давал в своем доме представления, которые всякий раз становились событием в жизни города и прославились на всю губернию. Дядя, Александр Романович Воронцов, сенатор, государственный канцлер и глава Комиссии по составлению законов, держал крепостной музыкальный театр, при этом сам составлял репертуар, ставил спектакли и даже основал школу подготовки актеров, где обучал театральному мастерству. У тети Михаила Семеновича, Екатерины Романовны, тоже имелся свой театр.

Можно сказать, что Воронцов не просто впитал в себя все таланты двух старинных русских родов, но и приумножил их, еще в большей степени возвеличив род Воронцовых в служении Отечеству, чем все его прославленные предки.

В 1845 году юг России, который представлял собой клубок головоломных национальных, экономических, культурных и военных проблем, М. С. Воронцову, новороссийскому генерал-губернатору и полномочному наместнику Бессарабской области, удалось превратить этот край в очаг процветания и мира. Однако на Кавказе положение дел не улучшалось. Он был для империи не только проблемой, но грозил стать настоящей опасностью. Поэтому Николай I решает учредить наместничество на Кавказе и предлагает этот пост Воронцову, зарекомендовавшему себя как деятель, который способен решать самые сложные государственные задачи.

27 декабря 1844 года Николай I официально назначил М. С. Воронцова главноуправляющим гражданской частью на Кавказе и главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом, сохранив за ним должность генерал-губернатора Новороссии и наместника Бессарабии. Кавказское наместничество было выведено из общероссийского управления, а Воронцову – даны широчайшие полномочия, позволявшие ему самостоятельно решать все проблемы на месте.

Старое здание театра им. А.С.Грибоедова
Архив Грибоедовского театра
Старое здание театра им. А.С.Грибоедова

25 марта 1845 года, в праздник Благовещения, Михаил Воронцов прибыл в Тифлис. Жители буквально внесли его на руках в ликующий Тифлис, который по этому случаю был иллюминирован. Но еще до въезда в Тифлис в беседе с выехавшим ему навстречу в Душети гражданским губернатором генерал-майором Василием Сотниковым Воронцов поднял вопрос о театре.

На третий день по приезде в Тифлис предписанием от 28 марта 1845 года Воронцов передал в ведение начальника обустройства города Тифлиса, инженер-полковника Сонина здание манежа, которое было приказано реконструировать под театр. Через неделю после приезда, 2 апреля 1845 года, граф Воронцов издает приказ: "В Тифлисе учредить публичный русский театр для развлечения значительного числа военных и гражданских чинов, так и в особенности для ознакомления местного населения с русским языком, нравами и для постепенного сближения их с Россией".

Для управления театром учредили Тифлисскую театральную дирекцию, в состав которой, в том числе, вошел поэт и общественный деятель, генерал-лейтенант, князь Александр Гарсеванович Чавчавадзе. Дирекция приняла на себя управление театром и формирование труппы. 20 сентября 1845 года в здании манежа, приспособленном под театр, были даны первые спектакли. С этой даты и началась в Грузии история профессионального русского драматического театра.

Первый театральный сезон открылся комедией С. П. Соловьева в одном действии "Что имеем, не храним, потерявши плачем" и водевилем Д. Т. Ленского в двух действиях "Стряпчий под столом". Однако по окончании первого сезона, весьма успешного, стало очевидно, что театру требуется, по словам Воронцова, "лучшее устройство и лучшая труппа".

8 февраля 1846 года Воронцов написал два письма: директору Императорских театров Александру Михайловичу Гедеонову и знаменитому московскому актеру Михаилу Семеновичу Щепкину с просьбой помочь в подборе актеров для тифлисской сцены. 

Необходимо обратить внимание, что на протяжении своей службы в Тифлисе Воронцов тщательно и с огромным вниманием занимается проблемами театра и это при том, что одновременно он руководит военными действиями против Шамиля и лично принимает в них участие, берет две твердыни Дагестана – аулы Гергебиль и Салты, одерживает победу в кровопролитном Салтинском сражении.

6 сентября 1846 года Тифлисский театр открыл свой второй театральный сезон постановками водевилей "Страшная тайна" Н. А. Полевого и "Новички в любви" Н. А. Коровкина. Театр был полон и не вместил всех желающих посмотреть на столичных актеров. Газета "Кавказ" сообщила: "Дебюты кончились; теперь мы имеем хороших артистов для всех амплуа".

Через месяц, 8 октября 1846 года, молодым режиссером Александром Александровичем Яблочкиным впервые была поставлена комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Это был рискованный шаг. К Грибоедову и к его комедии в Тифлисе всегда было особое отношение. Достаточно сказать, что уже в 30-е годы "Горе от ума", широко известное в Грузии еще в рукописи, ставили многочисленные любительские театральные кружки.

Надо признать, что постановка не оправдала ожиданий. Театральные критики были строги: "Публика доказала истинное уважение к сочинению и к памяти Грибоедова многочисленным сбором, но и равнодушием, и даже знаками неудовольствия, заслуженными труппою, исказившей заветное произведение".

Газета "Кавказ" писала: "Горе от ума" нужно исполнять или артистически, или вовсе не браться за него; исполнять же так, как было оно разыграно на здешнем театре, значит, оскорблять литературную память покойного автора. В особенности в Тифлисе очень щекотливо браться за выполнение трудных ролей этой пьесы: здесь есть лица, которым Грибоедов был близок и дорог, которым очень прискорбно видеть, как безжалостно влачат на сцене его любимое детище, на которое он растратил столько дарования, ума и наблюдательности".

Эриванская площадь. Караван-сарай Тамамшева
Эриванская площадь. Караван-сарай Тамамшева

После таких критических статей комедия "Горе ума" на тифлисской сцене долго не ставилась. Но театр продолжал свою активную творческую жизнь. Представления не прекращались даже во время разгара холеры летом 1847 года.

Тем временем М. С. Воронцов решил выстроить для театра специальное здание. Он предложил Тифлисскому городскому общественному управлению уговорить горожан и хозяев торговых рядов организовать товарищество для возведения на городской земле на Эриванской площади театрального здания. Из всех частных лиц готовность изъявил лишь почетный гражданин Тифлиса Гавриил Иванович Тамамшев.

Гавриил Тамамшев
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Гавриил Тамамшев

Торжественная закладка "Тамамшевского караван-сарая с театром" по проекту, составленному итальянским архитектором Джованни Скудиери, состоялась 15 апреля 1847 года. Орнаментация, роспись театрального зала и фойе, лепнина для украшения потолка и стен выполнялись по рисункам Григория Гагарина. 8 декабря 1851 года комиссия представила Воронцову рапорт о завершении постройки и отделки интерьера здания.

Булат Окуджава: "Когда на земле бушевала война…" >>>

Владимир Александрович Соллогуб, тайный советник и литератор, вступивший в марте 1851 года в состав Дирекции Тифлисского театра, написал знаменательные строки: "Здесь, на каждом шагу, то задача для художника, для экономиста, для ученого, то зародыш какого-нибудь богатого надеждами предприятия. Повсюду водворяется безопасность, усиливается торговля, обустраиваются города; один уже Тифлис изменяется с каждым днем. Ныне в один год выполняется более, чем прежде выполнялось в целое столетие. При этом расширяются и самые умственные потребности края, просвещается его вседневный быт".

Необходимо подчеркнуть, что появлением грузинской сцены, а также итальянской оперы и балета, мы тоже обязаны наместнику Воронцову.

Как известно, увлечение домашним театром было для дворян обычным делом. Художник Григорий Гагарин, прибывший в 1848 году в Тифлис в распоряжение Михаила Воронцова, построил для грузинских любителей театра маленькую сцену в зале Тифлисской дворянской гимназии и украсил ее прекрасными декорациями своей работы.

На этой сцене еженедельно давались спектакли в пользу бедных, на которые собиралась вся тифлисская знать. И вот на этих спектаклях стало известно, что из рук в руки передается комедия Георгия Эристави, описывающая жизнь грузинских помещиков. И у Воронцова зародилась мысль о постановке пьесы на грузинском языке.

Афиша первого спектакля на грузинском языке - Раздел
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Афиша первого спектакля на грузинском языке - Раздел

Когда Эристави преподнес ему в дар свою пьесу "Раздел", наместник отдал распоряжение: "Пока мне переведут эту комедию на русский язык, ступайте и скажите всем любителям сценического искусства из грузин, чтоб они разучили роли и под вашим наблюдением разыграли вашу комедию на сцене Тифлисской гимназии. Тогда мы и увидим, каково ваше произведение и каковы сценические способности у грузин".

Михаил Воронцов. "Самый порядочный русский…" >>>

Накануне нового года появилась афиша, сообщающая, что 2 января 1850 года на сцене Тифлисской гимназии любители дадут два спектакля в пользу бедных: на французском языке "Michelet Christine" Эжена Скриба и на грузинском языке "Раздел". Успех спектакля, сыгранного грузинской знатью на грузинском языке, превзошел все ожидания. На спектакле присутствовал Михаил Воронцов с семьей и свитой.

Позже он сделал запись в своем дневнике: "Грузинский театр удался превосходно, все играли как нельзя лучше, никогда еще в Грузии такого явления не было".

Воронцов принимает решение наряду с казенным русским театром учредить и казенный грузинский театр. Оставалось получить согласие императора. И вот в сентябре 1950 года, во время пребывания цесаревича Александра Николаевича в Тифлисе, Воронцов представил ему Эристави и сказал: "Рекомендую, Ваше Высочество, грузинского Мольера". "Очень рад слышать, что у грузин имеется свой Мольер", – ответил император и подал Эристави руку для рукопожатия. Вопрос об учреждении грузинского театра был решен.

На составление постоянной грузинской труппы наместник выделил 4 000 рублей в год казенной субсидии. Воронцов посещал репетиции спектаклей на грузинском языке, лично оплачивал счета на костюмы. 1 января (14 января по новому стилю) 1851 года на сцене манежного театра грузинская труппа представила комедию "Раздел".

"Исполнение этой комедии на Тифлисском театре имеет свое особенное значение, – писала газета "Кавказ". – Играли грузинские актеры, играли на грузинском языке, играли пьесу, написанную грузином". С этой и ведет свой отсчет грузинский театр, и ежегодно 14 января в Грузии отмечают День грузинского театра.

Вскоре в Тифлисе появились итальянская опера, а затем и балет. Год спустя газеты писали: "Взглянув на Тифлис и его нынешнюю общественную жизнь, можно сказать, что Кавказский хребет уже не ограничивает Европы от Азии; что теперь европеизм, со всеми своими умственными проявлениями, преспокойно приютился и внедряется в Азии".

Большой зал тбилисского государственного театра оперы и балета им. Захария Палиашвили
Большой зал тбилисского государственного театра оперы и балета им. Захария Палиашвили

В 1853 году Воронцов, чувствуя крайний упадок сил, попросил императора освободить его от должности. 4 марта 1854 года он покинул Тифлис. В ноябре он скончался в Одессе. Газета "Кавказ" писала: "Хотя он покинул Кавказ больным, но весть о его кончине поразила и опечалила весь Тифлис. Трогательное и неподдельное горе, как будто потеряли родного человека".

После смерти наместника широкое распространение получила поговорка: "До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер".

Михаил Воронцов был настолько почитаем, что граждане Одессы и Тифлиса обратились к правительству за разрешением собрать средства на сооружение ему памятников в этих городах. Михаил Семенович Воронцов стал первым из государственных деятелей России, которому воздвигли памятники на собранные по подписке деньги. 25 марта 1867 года в Тифлисе, на Воронцовской площади, на левом берегу реки Куры, при огромном стечении народа торжественно открыли памятник наместнику.

Памятник М.С. Воронцову в Тбилиси
photo: courtesy of Griboedov Drama Theater
Памятник М.С. Воронцову в Тбилиси

Сегодня мы можем объективно и беспристрастно сказать, что с приходом Воронцова для Кавказа действительно наступила новая эра. Выдающийся государственный деятель положил прочное основание гражданского строя и дал толчок культурному развитию Кавказа.

Театры, учебные заведения, газеты и журналы, публичная библиотека, благоустройство городов, совершенствование и развитие сельского хозяйства – все, что было сделано для развития края, сделано или начато Воронцовым. Путь Кавказа к Европе определили именно те европейские культурные ценности, которые внедрял наместник.

В 1923 году памятник Воронцову в Тифлисе был разрушен. И все-таки памятники великому наместнику в Грузии продолжают стоять: это русский театр имени Грибоедова, это грузинская сцена во всем ее многообразии, это Тбилисская публичная библиотека, это Географическое общество и далее, и далее, и далее.

"Останься Воронцов еще лет двадцать на Кавказе – какая бы чудная будущность ждала этот край!", – писал историк Платон Иоселиани. А Акакий Церетели считал, что в том, что делалось во благо Грузии, Воронцову не было равных даже среди грузин, и никому не прощал неуважительного упоминания о наместнике.

Проходя мимо Дворца учащейся молодежи – Воронцовского дворца – вспомните с благодарностью необыкновенного государственного деятеля Российской империи, который с таким уважением и дальновидностью развивал и поддерживал Грузию – во всех сферах ее существования.

Темы:
Культурная жизнь Грузии (2099)


Главные темы

Орбита Sputnik