Sputnik узнал у Георгия Цурцумия, чем в ближайшее время планирует заниматься грузинская автономия в России.
- Как возникла идея создания Грузинской ФНКА (Федеральная национально-культурная автономия) в России?
— После того, как закрылся "Союз грузин в России", мы подумали, что вместо нее должна функционировать другая федеральная организация, представляющая интересы грузинской диаспоры. Мне кажется, что национально-культурная автономия имеет более правильный формат, если мы говорим о культуре, о выражении национальных и этнических качеств. Кроме того, обществу интересна история грузинской диаспоры – как она образовалась, какие личности являются выходцами из Грузии, чем они занимаются. Это важно не только для грузин в России и Грузии, но и для русского населения. Оно должно знать, какую лепту грузины внесли в Российское государство. Мне, например, это очень интересно.
- Сложно ли в России создать национальную диаспору? С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы?
— Как таковых трудностей в процессе создания автономии нам не встретилось. Нужно было просто пройти определенный юридический путь. В России, в принципе, очень либеральное законодательство. Оно дает возможность каждому народу развиваться. В стране проживает около 197 национальностей, и у многих есть свои автономии.
- Какой орган контролирует деятельность ФНКА и как финансируется организация?
— Есть Минюст, который контролирует все общественные организации. Есть Федеральное агентство по делам национальностей, которое взаимодействует с нами. Контроля нет — есть сотрудничество. У нас регулярно проводятся совместные заседания и консультативные советы. Есть еще в Москве Дом национальностей, который организовывает интересные встречи и форумы, где участвуют разные автономии России. Как раз там мы познакомились и подружились с представителями Азербайджана, Армении, народов Северного Кавказа, а также с китайцами, белорусами, украинцами, евреями и немцами. Что касается финансирования, то мы не государственная организация. У нас есть партнёры и друзья, которые нам помогают.
- По вашему мнению, для чего создаются те или иные диаспоры? Какие проблемы они могут решить?
— Россия – огромная страна, в которой живут миллионы людей, и у каждого есть какие-то проблемы как регионального уровня, так и федерального. А есть проблемы, связанные с национальной самобытностью. Они касаются языка и культуры. Например, грузинам в России хочется поддерживать связь с Родиной и посещать национальные мероприятия. Решением этих вопросов и занимается автономия. Кроме того, наша задача – помочь соотечественникам решить их проблемы с помощью взаимодействия с государством, бизнесменами или общественными организациями в зависимости от тематики вопроса. Дипломатические отношения России и Грузии еще не восстановлены, однако многим людям требуется помощь. В России есть беженцы из Южной Осетии и Абхазии. У них нет документов и гражданства, но людям надо как-то жить. Мы постараемся посодействовать им в этом – будем стучать во все органы. Я считаю, что это самое главное. Если мы поможем даже одному человеку – это будет уже очень много, а мы хотим помочь всем.
- Поддерживает ли Грузия вашу организацию? Налажено ли сотрудничество?
— Да, конечно, поддержка присутствует. Мы неоднократно встречались с министром Грузии по делам диаспоры Гелой Думбадзе, который поздравил нас с открытием, передав видеообращение. Я всегда с ним вижусь, когда бываю в Тбилиси. Он открыт для диалога – готов помочь в решении всех насущных вопросов. Еще я встречался с председателем комитета парламента Грузии по делам диаспоры Теймуразом Чкуасели. Он также оказал нам поддержку.
- Как вам удалось собрать практически всех грузин России в одном месте?
— Пока не всех. Но для нас количество членов не главное, самая важная наша задача – это популяризация грузинской культуры в России. Мы хотим, чтобы улучшилось взаимопонимание между людьми, общественными организациями и, конечно, между государствами. А как удалось собрать всех в одном месте? Во-первых, мы решили сделать ставку на молодежь, потому что она самая активная часть любого общества. Сегодня молодежь интересуется всем. Во-вторых, мы по-другому подошли к созданию сайта, так как в наши дни интернет и социальные сети – это весь мир, в котором все крутится и вертится. Наверно, именно по этим причинам о нас уже знают многие.
- Могут ли вступить в ФНКА представители других национальностей?
— В ФНКА могут вступить все желающие, которые интересуются грузинской культурой. И, конечно, все выходцы из Грузии. Грузия же тоже многонациональная страна, в ней проживает больше ста национальностей. Если бы им было некомфортно, то они бы там не жили. Мы – грузинская автономия, а не автономия исключительно для грузин. Здесь грузинские традиции, обычаи и грузинский дух. Мы рады познакомить всех с нашей культурой.
- Есть ли в Грузии русская диаспора?
— В Грузии всегда была большая русская диаспора. Мне нравится, что когда приезжаешь в Грузию и встречаешься с представителями русской диаспоры, то они свободно говорят на грузинском. Иногда они даже больше грузины, чем сами грузины. Настолько они сильно любят Грузию.
- В каких проектах или мероприятия уже удалось поучаствовать?
— Мы успели принять участие во многих мероприятиях. Во-первых, "Бессмертный полк". Я вышел с портретами своих родственников – Лаврентия Берия и Александра Цурцумия, героя Советского Союза. Также мы приняли участие в российско-грузинском форуме в Махачкале. Ездили в Тбилиси на дни диаспоры, куда приезжали все грузинские организации из 32 стран. Под эгидой ЮНЕСКО провели в Тбилиси фестиваль "Факел Мира", куда приехали фольклорные и хореографические ансамбли из 11 стран. В следующем году, надеемся, будут участвовать уже 80 стран. Это своего рода Олимпиада хореографических и фольклорных ансамблей.
- Какие проекты запустила сама ФНКА?
— Российско-грузинский видеопроект "მე შენ მიყვარხარ"/"Я тебя люблю", где участники звонят своим близким и признаются в любви. Собираемся запустить интернет-проект по Грузии, где будем открывать страну со всех сторон. Кроме того, будем делать интервью с политиками и общественными деятелями о российско-грузинских отношения и, в общем, о Грузии. Что касается мероприятий, то в последнюю субботу каждого месяца у нас проходят "Библейские чтения", также мы проводим субботники в Храме Георгия Победоносца в Грузинах.
- Какие дальнейшие планы грузинской автономии?
— Сегодня во многих городах России есть грузины. В планах ФНКА — объединить все грузинские организации, которые уже существуют. Это нужно, во-первых, для того, чтобы грузины, проживающие на территории России, знали о них и могли поучаствовать в деятельности того или иного объединения. Во-вторых, чтобы эти организации знали и о своих соотечественниках – об их работе и достижениях. Не только о деятелях культуры, но и об обычных людях: учителях, врачах, фермерах. Вместе с тем, мы будем активно сотрудничать с грузинскими коллективами и оказывать им информационную поддержку.
Запланировано и несколько мероприятий. Осенью мы хотим принять участие в Тбилисобе, автономия уже подала заявку — ждем решения правительства Москвы. Еще планируем организовать конференцию, посвященную 850-летию Шота Руставели. Недавно, кстати, руководители грузинского землячества РУДН Влади Пурцхванидзе и Виктория Гветадзе при нашей поддержке провели в своем институте неделю Грузии, где один из дней был посвящен великому поэту.