13:02 30 Сентября 2020
Прямой эфир
  • EUR3.8415
  • 100 RUB4.1711
  • USD3.2878
Интервью
Получить короткую ссылку
Гордость Грузии (313)
43040

О том, что дух Параджанова до сих живет Тбилиси, знают многие. Здесь аромат его магии и харизмы витает даже в воздухе старинных улиц города. Но вот о том, что с Параджановым можно поговорить через фильмы Хосе Маджинере, лично мы узнали совсем недавно

Хосе высокий, загорелый и харизматичный - такой, каким и полагается быть жгучему испанцу. Мужчина выглядит так, будто с него полчаса назад писали портрет Дон Кихота Ламанчского в молодости. Но Хосе - это не настоящее его имя. По паспорту он Гия Алавидзе, хоть знают об этом и немногие. В Тбилиси его знают именно под именем Хосе Маджинере.

О том, почему его зовут испанским именем и имеет ли он на самом деле связь с Испанией, Хосе отвечает уклончиво, не раскрывая всех секретов. Вообще, в случае с ним все как-то запутано и сложно: зовется испанским именем, но не испанец, снимает фильмы, но говорит, что не режиссер.

Хосе Маджинере
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Хосе Маджинере

На вопрос, кто он про профессии, Хосе отвечает: "Фантазер". А посмотришь его картины и думаешь, а что, может он и в самом деле нафантазировал об отсутствии у него специального образования. Потому что ну невозможно так снимать, не имея за спиной совершенно никакого опыта.

"Он заразил меня собой": со дня смерти Сергея Параджанова прошло 30 лет >>>

А снимает Хосе хорошо. Ему мастерски удается передать городской колорит. Хосе начинал снимать с телевизионных сюжетов, затем были зарисовки, а потом документальные фильмы. Снимал он главным образом об архитектуре старого города и колоритных тбилисцах. И потихоньку подобрался к своей мечте – съемкам фильма о Сергее Параджанове.

Хосе Маджинере
photo: courtesy of Khose Majinere
Хосе Маджинере

Снял свой первый фильм о мастере и понял, он не остановится на нем и будет снимать дальше. Так появилось еще 16 фильмов о тбилисском гении Сергее Параджанове, объединенные одним названием "Беседы о Параджанове".

Проводник красоты

- Я лет десять мечтал снять фильм о Сергее Параджанове. Мой первый сценарий был написан в жанре трагикомичного фарса и состоял из двух частей. Первую - я выстраивал на фотографиях Юрия Мечетова, и показывал, что параджановский Тбилиси уходит, его нет! А во второй части я пытался условно "вернуть" маэстро на родину.

С.Параджанов на съемках. Фото Ю.Мечитова
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
С.Параджанов на съемках. Фото Ю.Мечитова

В этих попытках я то подъезжал к министерству культуры с останками Сергея Параджанова, и меня оттуда, естественно, выпроваживали. Где это видано, чтобы какой-то режиссер заявлялся туда с таким "грузом", затем я направлялся с гробом по адресу, где он жил, на Мтацминда, меня и оттуда попросили бы уйти. А потом собирался подняться на могилу его родителей, что на Верийском кладбище, и предать его прах родной земле. Но и здесь я бы встретил сопротивление. Одним словом, мне было бы отказано везде, и я бы с этими останками уехал назад, в Армению.

- Это не сценарий, а целый манифест! И звучит он как упрек, что мы не сохранили то, что было частью нашей культуры.

- Вот и мне сказали друзья, Хосе, тебя многие не поймут, взбаламутишь город, разразится скандал (улыбается). И я решил снимать по-другому. Но все равно не ожидал, что из одного фильма родится 16 серий, и это еще не предел. У меня записаны еще 20 респондентов, впереди еще много других записей с интересными собеседниками.

Параджанов с фотографом Ю.Мечитовым
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Параджанов с фотографом Ю.Мечитовым

- Сколько всего фильмов вы планируете снять о Параджанове?

- Параджанов - это такая глыба, которую охватить очень сложно. Записываешь, к слову, человека, близко знавшего Серго, и он обронит в разговоре нечто такое, что ты понимаешь, что это уже тема для следующего фильма. У меня фильмы так рождались. Из одного интервью вытекало второе, из второго третье и дальше. Боюсь, что мне и целой жизни не хватит, чтобы все рассказать.

- Занимался ли в Грузии кто-либо таким глубоким исследованием творчества Параджанова?

- Пусть исследованием занимаются искусствоведы. Красивые слова писать, анализ делать - это их дело, а я просто отражаю реальность. Прихожу, записываю людей, которые помнят Сержика (так друзья его называли), могут о нем рассказать что-то интересное, собираю эмоции и передаю их зрителям. Я всего лишь проводник.

Параджанов с С.Чиаурели, К.Махарадзе и В.Анджапаридзе
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Параджанов с С.Чиаурели, К.Махарадзе и В.Анджапаридзе

- Кто финансирует этот грандиозный проект?

- Я сам.

- Но вы пытались достать средства для съемок картины?

- Да, вначале. Письма всякие писал, отправлял в посольства, организации, министерство культуры. А потом понял для себя, что я больше не буду ни у кого нечего просить. Буду снимать сам, на свои деньги. Конечно, хорошо иметь своего оператора, монтажера, а самому только управлять процессом и писать сценарии. Но в моем случае это непозволительная роскошь. Я это понял и теперь рассчитываю только на себя.

На съемках фильма
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
На съемках фильма

Я работаю в Кавказском доме, снимаю какие-то фильмы. Преподаю в воскресной школе, в которой учатся дети из семей из конфликтных регионов Грузии. Я для себя установил такое правило: откладывать ежемесячно с зарплаты определенную сумму, которую я потом трачу на съемки моего фильма.

- Энтузиасты, делающие что-либо из любви, без вознаграждения, вызывают сегодня искреннее удивление и порой даже недоумение.

- Мне кажется нужно служить чему-то светлому, красивому. Первым из его фильмов я посмотрел "Ашиг Кериба". Посмотрел и поразился тому, как красота, которую я увидел на экране, вытеснила из меня всю черную, отрицательную энергию. Это терапия, магия, которой владел Параджанов.

Коллаж. С.Параджанов
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Коллаж. С.Параджанов

Понимаешь, каждым человеком говорит или Бог, или Сатана. Он проводник, через него проходит энергия. Серго возвышал в своем искусстве зрителя до божественного уровня. И говорил о том, что Бог есть красота, начало этой красоте. Это та цепочка, от Достоевского, которая ведет к спасению.

Чудеса от Параджанова

Коллаж. С.Параджанов
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Коллаж. С.Параджанов

-Хосе, с чего начался весь этот проект, кто стал героем первого фильма о Параджанове?

- Я ведь давно хотел снимать о Серго фильм. Все уши прожужжал знакомым и друзьям. Ну и как-то мне сказали, слушай, ты же ищешь людей, знавших Параджанова близко. Так вот, есть такая Луиза Ниазян. Она работала над монтажом картины "Ашик Кериб".

Я встретился с ней, поговорил, мы поднялись к нему домой, в гостиницу, которая там сейчас открыта. А потом я решил записать такой кадр, будто она идет по подъему, ищет дом, в котором жил Параджанов. Луиза с готовностью согласилась на этот постановочный кадр. И вот мы поехали.

Я нашел живописный подъем, где с одной стороны были цветущие акации, а с другой - свисали колоритные балконы, и Луиза пошла по этому подъему. Где-то в середине пути, она остановилась и говорит: "Ой, Хосе, у меня дежа вю", у нас ведь обоих наушники в ушах. Мы успешно записали ее восхождение. Луиза развернулась и пошла вниз. И вдруг останавливается у одного балкона. Я снимать закончил, но наушники на мне, и я слышу, как она спрашивает какого-то молодого человека.

На съемках фильма Арабески
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
На съемках фильма Арабески

- Где-то тут жил Юра Мгоян (исполнитель главной роли в фильме Параджанова "Ашиг Кериб"). Вы случайно не знаете такого?

И тут парень с балкона ей отвечает: "Конечно, знаю. Он мой дядя". Я чуть не обалдел от неожиданности. Камеру в руки и трусцой вперед. Подхожу ближе, а на балконе живой Ашиг Кериб, с голым торсом, в шортах. Племянник до неприличия похож на дядю. Мы немного поговорили с ним, узнали, что Юра сейчас живет с семьей в Дании. И вот на обратной дороге домой я думал о том, что Серго все видит, и одобряет. Это он благословение, личное сообщение мне прислал. Звучит оно приблизительно так: Хосе, ты на правильной дороге, двигайся по ней, а чудеса пусть будут за мной.

- Ну и как, маэстро сдержал обещания?

- С того самого дня чудеса не заканчивались. Мне на днях позвонили из Кахети, еду записывать племянника (сына сестры Параджанова). Он живет в Телави. И это эксклюзив, понимаете?! Его никто и никогда не записывал по поводу дяди. А у него историй о Серго с три короба. И обратите внимание, они сами на меня вышли, сами позвонили. Ну не чудо ли это?!

Один из параджановских коллажей
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Один из параджановских коллажей

- Из снятых вами фильмов, я видела только два. Тот, где собеседником выступает Роберт Стуруа, и второй, где вспоминают своего друга - Лана Гогоберидзе, Мераб Кокочашвили, Эльдар Шенгелая и Гия Канчели. Кто из героев удивил вас больше всего?

- Лана Гогоберидзе. У нее получилась полная, совершенная оценка гения Параджанова. Не ожидал.

Грузинский кинорежиссер Лана Гогоберидзе
© photo: Sputnik /
Грузинский кинорежиссер Лана Гогоберидзе

- Почему?

- Потому что женщина. А она выступила нейтральным исследователем его творчества и личности. Она говорила о гениальности Параджанова, как творец, который не боится признать чей-то талант. На такую оценку способны только сильные личности. Лане будто удалось постичь настоящего Параджанова.

Легко узнаваемые герои
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Легко узнаваемые герои

- А может ей это удалось именно потому, что она женщина? Ведь чувственное начало у нас развито лучше.

- Вполне возможно. Ведь в ее оценке присутствует и романтизм. Она говорит, что верит, красота спасет мир. Романтизм всегда привлекателен, хоть и утопичен. Параджанов нес эту красоту, и безусловно был великим революционером.

В процессе съемок
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
В процессе съемок

Есть одно древневосточное учение Лао Цзы. Его последователи отбрасывают наружную активность и переходят в полную пассивность. А внутренние, душевные процессы, наоборот, приходят в большую активность. Параджанов сотворил в своем кинематографе именно это. Он в статичном кадре дает взрыв. Серго начал движение от обратного, перевернул все каноны кинематографа. Он такой же революционер, как Христос, который проповедовал подставить вторую щеку, если ударили в одну.

Коллаж С.Параджанова
Photo: courtesy of Yuri Mechitov
Коллаж С.Параджанова

- Все ваши герои в конце фильма смотрят в камеру и обращаются к Параджанову.

- Да, это такая традиция. Кстати, за всю историю съемок двое из собеседников отказались от последнего слова. Один немец, который сказал мне: "Хосе, это китч, и я не буду этого делать. Если я захочу что-либо сказать Серго, я сам к нему без посредников обращусь". А второй, автор сценария к фильму Тенгиза Абуладзе "Покаяние" Резо Квеселава. "Мы, как люди искусства, стоим на разных уровнях, - сказал он, - и я не могу к нему на равных обратиться".

- А что бы Вы сами сказали ему, обращаясь в камеру?

- Я бы ему сказал, Серго, я выполнил свой долг перед самим собой. И ни разу не сфальшивил, ни на йоту.

Темы:
Гордость Грузии (313)
Теги:
Сергей Параджанов


Главные темы

Орбита Sputnik