16:32 27 Мая 2019
Прямой эфир
  • EUR3.1102
  • 100 RUB4.3044
  • USD2.7802
Флаг с логотипом компании Рустави 2 на акции в поддержку телекомпании

Страсти вокруг самого рейтингового грузинского ТВ Rustavi2

© Sputnik / STRINGER
Обзоры
Получить короткую ссылку
Rustavi2 - Рустави 2 грузинское онлайн ТВ (40)
31932

Оппозиционная телекомпания "Рустави 2" показала властям Грузии свою силу - на полтора дня отключив вещание, она смогла собрать многотысячную акцию на центральном проспекте Тбилиси

Как утверждает дирекция телеканала "Рустави 2", власти всеми силами пытаются закрыть главный оппозиционный канал, так как их не устраивает критика. В свою очередь представители правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" обвиняют телекомпанию в проведении интересов созданной Михаилом Саакашвили партии "Единое национальное движение".

Акция в центре Тбилиси прошла под лозунгом защиты свободы слова, олицетворением которой, по словам директора "Рустави 2" Ники Гварамия, является именно эта оппозиционная телекомпания. На акции собрались верные зрители "Рустави 2", представители разных оппозиционных партий и НПО, а также видные общественные деятели.

Шествие сторонников телекомпании Рустави 2 по проспекту Руставели
Kakhi Bilanishvili
Шествие сторонников телекомпании "Рустави 2" по проспекту Руставели

"Рустави 2" возобновило работу освещением именно этой акции протеста. С тех пор жизнь телеканала вернулась в обычное русло, в данном случае — в режим ожидания. Руководство ждет решения Верховного суда о том, кому же все-таки принадлежит телеканал – братьям Левану и Георгию Караманишвили и ООО "Сакартвело" или бывшему владельцу — Кибару Халваши.

Владельцы и суды

Телекомпания "Рустави 2" вещает уже 23 года. Это одна из самых старейших коммерческих телекомпаний Грузии. За эти годы телекомпания меняла владельцев как перчатки — 20 раз переходила из рук в руки.

Подчас сделки о продаже долей телекомпании вызывали много вопросов и были связаны с симпатиями бизнесменов к действующей на то время власти. Дольше всех телекомпанией владел ее основатель Эроси Кицмаришвили вместе с двумя соучредителями – Давидом Двали и Джарджи Акимидзе.

После того, как в 2003 году к власти пришло "Единое национальное движение", основатели "Рустави 2" продали свои доли. С тех пор и начался период постоянных сделок о продаже и покупке долей разными компаниями, в том числе и оффшорными, пока в 2012 году "Рустави 2" не купили братья Караманишвили.

В 2015 году свои права на "Рустави 2" предъявил бизнесмен Кибар Халваши, который владел телекомпанией в 2004-2006 годах. Бизнесмен утверждает, что его вынудили продать телекомпанию.

Халваши потребовал вернуть ему телекомпанию через месяц после смерти при странных обстоятельствах ее основателя Кицмаришвили. За несколько недель до смерти Кицмаришвили обещал рассказать о том, как в свое время его заставили продать "Рустави 2" Халваши.

Тбилисский городской и апелляционный суды уже вынесли решение в пользу Халваши. Теперь дело за Верховным судом.

Телекомпания "Рустави 2" является лакомым кусочком для любого бизнесмена – ее доход от рекламы и спонсоров в 2016 году составил 15 миллионов лари (более 5,7 миллиона долларов). Это самый высокий показатель среди грузинских телекомпаний. Передачи телеканала занимают первые строчки в рейтингах.

"Грязные" игры

Весь судебный процесс по делу о владении "Рустави 2" сопровождается войной компроматов. Периодически всплывают тайные записи разговоров и публикуется нелицеприятная информация о судьях.

Широкой общественности стали доступны записи телефонных разговоров гендиректора "Рустави 2" Ники Гварамия с лидерами оппозиционных партий. Каждый раз Гварамия заявлял, что его незаконно прослушивают и спецслужбы публикуют его личные разговоры.

Самой скандальной оказалась запись разговора Гварамия с третьим президентом Грузии Михаилом Саакашвили, опубликованная на украинском портале. В этом разговоре Гварамия обсуждал с Саакашвили дело "Рустави 2", как повод для революции. Главная прокуратура Грузии на основании этого разговора возбудила уголовное дело по статье "заговор с целью свержения или захвата государственной власти".

За время разбирательства по делу "Рустави 2" также было возбуждено дело о незаконном ведении тайной слежки и грубом вмешательстве в деятельность суда. Помимо этого, адвокат Гварамия не исключает возбуждения еще одного дела – о даче им взятки судье.

Собирала компромат и "Рустави 2". Сначала под прицелом оказался судья Тбилисского городского суда Тамаз Уртмелидзе. Телекомпания обнародовала материалы, согласно которым мать судьи якобы обвинялась в попытке убийства зятя. Главная прокуратура Грузии опровергла эту информацию, но телекомпания на этом не остановилась.

После того, как Уртмелидзе вынес решение в пользу Халваши, "Рустави 2" внедрила в общество понятие "суд Уртмелидзе", как символ несправедливого суда.

Далее "Рустави 2" взялось за судью Тбилисского апелляционного суда Нату Назгаидзе, под председательством которой коллегия апелляционного суда вынесла решение также в пользу Халваши.

Назгаидзе телекомпания обвинила в получении взятки от мэрии Тбилиси. Речь идет о компенсации в 1 миллион лари (более 373 тысячи долларов) за поврежденный во время разрушительного наводнения 13 июня 2015 года земельный участок в ущелье Вере в центре Тбилиси, который принадлежал брату судьи — Звиаду Назгаидзе.

Оппозиция утверждает, что реальная стоимость участка в ущелье Вере после наводнения была намного меньше, чем получил Звиад Назгаидзе, а именно 23 тысячи лари (более 8,7 тысячи долларов).

Мэрия Тбилиси говорит, что компенсация брату Назгаидзе никак не связана с тем, что его сестра является председателем коллегии апелляционного суда.

Теперь дело рассматривает Верховный суд и уже два его судьи оказались замешаны в новом скандале – это Виссарион Алавидзе и Паата Катамадзе. Прокуратура со ссылкой на судей сообщила, что они получили письма от некоего Д. Сакварелидзе, который предложил им осуществить "определенные действия" и "неправомерную выгоду" за эти действия.

В прокуратуре не уточнили, кто такой Д. Сакварелидзе. Но СМИ указали на бывшего заместителя главного прокурора Грузии, а позже бывшего заместителя генерального прокурора Украины Давида Сакварелидзе.

Авторитетное мнение

Политолог Сосо Цикаришвили предупредил о перманентных акциях протеста в том случае, если Верховный суд Грузии передаст "Рустави 2" ее прежнему владельцу.

"Рустави 2" в последние годы превратилось в общественную телекомпанию, очень грамотно предлагающую свои передачи и, соответственно, редакционную политику населению Грузии довольно с большим различием и индивидуализмом. Это и было высказано людьми, которые пришли на акцию, считая себя обязанными поддержать ту телекомпанию, которая для них является действительно другом… Если решение будет не в пользу "Рустави 2", скорее всего мы будем свидетелями перманентных акций протеста", — сказал Цискаришвили Sputnik Грузия.

© Sputnik / Denis Aslanov
Тысячи людей приняли участие в акции в поддержку "Рустави 2"

Другой эксперт, профессор Международного черноморского университета Ника Читадзе отметил, что закрытие "Рустави 2" не в интересах правящей партии.

"Власти должны убедиться в том, что значительная часть населения Грузии выражает свою готовность защищать не только "Рустави 2", но и свободу слова. Думаю, что в интересы власти никак не входит закрытие или изменение менеджмента в "Рустави 2". Потому что, в этом случае у Грузии будут определенные препятствия на пути к европейской интеграции", — заявил Читадзе.

Темы:
Rustavi2 - Рустави 2 грузинское онлайн ТВ (40)
Теги:
ТВ "Рустави 2", Грузинская мечта, Единое Нацдвижение, Эроси Кицмаришвили, Кибар Халваши, Ника Гварамия, Михаил Саакашвили


Главные темы

Орбита Sputnik