На этот раз дело касается возможного вмешательства в работу двух судей Верховного суда Грузии – Паату Катамадзе и Виссариона Алавидзе, рассматривающих дело о владении телекомпанией Rustavi2.
Все началось после того, как газета "Украинская революция" обвинила экс-президента Грузии Михаила Саакашвили в оказании давления на судей. В свою очередь соратники Саакашвили, представители бывшей правящей партии "Единое национальное движение", обвинили в давлении на судей Службу государственной безопасности Грузии.
Как оказалось, Главная прокуратура Грузии уже возбудила уголовное дело, но информацию об этом не распространяла до последнего. В пятницу прокуратура сообщила, что 14 января начала расследование возможного оказания давления на судей.
С ситуацией разбирается и администрация президента Грузии.
Предыстория и уголовное дело
Газета "Украинская революция" два дня назад распространила переписку в соцсети Viber якобы Саакашвили с бывшим заместителем генерального прокурора Украины Давидом Сакварелидзе. В ней Сакварелидзе рассказывает Саакашвили о том, что судьи Алавидзе и Катамадзе получили некие обещания в замен на критику действующей власти.
А именно судьи должны кричать по всем СМИ о том, что власти оказывают на них давление и они больше не намерены терпеть это. При этом, согласно переписке, о деталях позаботится гендиректор Rustavi2 Ника Гварамия.
Главная прокуратура Грузии в пятницу распространила заявление, в котором говорится, что расследование дела началось 14 января. Там же сказано, что поводом для начала расследования послужило обращение самих судей, которые заявили, что получили сообщения от бывших должностных лиц.
"Указанные судьи от имени должностного лица бывшей власти по адресам проживания получили письменные обращения, а также короткие сообщения на мобильные телефоны – с иностранных номеров мобильных телефонов, которые судьи представили в Главную прокуратуру Грузии. Проявляются признаки грубого вмешательства в деятельность суда", — заявили в прокуратуре.
Уголовное дело возбуждено по статье "грубое вмешательство в той или иной форме в деятельность суда в целях воздействия на ход правосудия", что карается штрафом или лишением свободы сроком до 2 лет.
"Рустави 2" и президент
Утверждения прокуратуры поставил под сомнение гендиректор Rustavi2. Он обвинил власти Грузии в оказании давления на судей.
"В этом случае государство действует преступным образом, практически все его ветви включены в эту преступную деятельность, и это оркестрованная деятельность. У этого есть один руководитель. Этот руководитель Бидзина Иванишвили (экс-премьер Грузии – ред.)", — сказал гендиректор Rustavi2 Ника Гварамия на брифинге.
Он призвал президента страны Георгия Маргвелашвили заинтересоваться происходящим.
"Единственной ветвью власти, которая не вовлечена в это, является президент Грузии, который вместе с тем является гарантом независимости судей и конституционных прав и обязанностей, а также свободы слова. Мы просим его тщательно изучить это дело", — отметил Гварамия.
Он подчеркнул, что свобода СМИ и суда в Грузии в опасности.
"Впервые в истории Грузии мы имеем дело со случаем, когда судьи общих судов высшей инстанции, в этом случае судьи Верховного суда уличат систему изнутри", — сказал Гварамия.
Вопросом возможного давления на судей Верховного суда уже заинтересовался президент Грузии Георгий Маргвелашвили. По словам политического советника Маргвелашвили Пикрии Чихрадзе, президент всегда защищал и будет защищать судей.
"Скажу одно, что президент собирается очень активно подключится к этому вопросу, к поиску информации и ко всем тем мероприятиям, которые ответят на возникшие вопросы", — сказала Чихрадзе.
Комментарии депутатов
Один из лидеров "Единого национального движения" Ника Мелия утверждает, что СГБ оказывает давление на судей, чтобы те не вынесли решение в пользу нынешних владельцев Rustavi2.
"Гомелаури, глава Службы государственной безопасности, должен покинуть занимаемую должность, так как уже ясна та данность, что господин Гомелаури является всего лишь политическим инструментом Иванишвили", — сказал Мелия.
В давлении на судей власти страны обвинил и Георгий Тугуши, представитель партии "Движение за свободу – Европейская Грузия".
"В жалобе они (судьи – ред.) говорят о давлении на них, и насколько нам известно, предположительно, речь идет о давлении со стороны людей, приближенных к власти", — сказал Тугуши.
Он потребовал создания парламентской комиссии, которая изучит возможные случаи давления на судей.
"Полтора года пытаются хоть как-то вовлечь власти в судебный процесс Rustavi2, чтобы сделать их политической стороной. Власти никогда не превратятся в политическую часть этого процесса, потому что, еще раз говорю, это является тяжбой между двумя частными лицами", — сказал представитель "Грузинской мечты" Звиад Дзидзигури.
Дело Rustavi2
Судебное разбирательство вокруг оппозиционного телеканала Rustavi2 началось с августа 2015 года, когда ее бывший владелец, бизнесмен Кибар Халваши подал иск в Тбилисский городской суд и потребовал вернуть ему телекомпанию.
В ноябре того же года суд первой инстанции удовлетворил иск и вынес решение в пользу Халваши. Нынешние владельцы телеканала оспорили решение в апелляционном суде, который в июне 2016 года оставил решение в силе.
Тогда юристы Rustavi2 внесли жалобу в Верховный суд. На данный момент дело передано Большой палате Верховного суда, в которую входя Паата Катамадзе и Виссарион Алавидзе. Личность других судей не установлена.
Ожидалось, что Верховный суд вынесет решение по делу о Rustavi2 до 25 января текущего года, но это пока не произошло.