Александр Геловани, цикл "Берегись автомобиля"
Ответить на вопрос, как ездят в Грузии, просто. В Грузии ездят скверно и даже очень скверно. Более того, езда за рулем автомобиля в Грузии опасна для вашего психического здоровья. Впрочем, давайте по порядку. Отмороженных автохулиганов, типа небезызвестной Мары Багдасарян, в Грузии не больше и, наверное, даже меньше, чем во многих других странах. Проблема в другом — неотмороженными автохулиганами в Грузии являются практически все водители, независимо от возраста или пола. Конечно, есть исключения, но они лишь подтверждают правило.
Такое положение вещей подкрепляет историческая традиция. Анекдот из советских времен. Таксист в Тбилиси везет приезжего, лихо пролетая на красный свет светофора. На изумленный и полный ужаса вопрос пассажира, зачем он это делает, водитель спокойно объясняет, что он джигит, любит риск и не может иначе. Вдруг впереди загорается зеленый свет, и водитель резко жмет на тормоза. Пассажир соответственно удивляется — сейчас то в чем дело, почему не едем на зеленый. Ответ простой — слишком высока вероятность, что с другой стороны может выскочить другой джигит, поэтому тут надо быть особенно осторожным. Анекдот философский и многое объясняющий.
За долгие годы в Грузии сложился особый стиль вождения, понятный только аборигенам и непостижимый для тех, кто сталкивается с ним впервые.
Кстати, весьма странная, если не сказать больше, структура парка частных автомобилей также связана с особенностями национальной езды. Судите сами, как известно, Грузия страна небогатая. По логике вещей, здесь особой популярностью должны были бы пользоваться небольшие малолитражки, потребляющие мало бензина и легко переводимые на газовую тягу. А между тем, ситуация прямо противоположная. Доля легкового автотранспорта в Грузии составляет 81%, из которых 60% автомобили типа седан, а 21% —автомобили высокой проходимости типа "джип". Конечно, проще всего объяснить такой высокий процент джипов понтами, благо его дефицита у нас точно не наблюдается.
Следующий момент кошмара на дорогах — это женщины за рулем. По последним данным, число женщин-водителей в Грузии достигло критической отметки в 44 процента. Поверьте, в определении того, что это — кошмар на дорогах, нет ни грамма сексизма. Дело в том, что женщины в Грузии водят точно так же, как и мужчины, за одним "маленьким" исключением. И это исключение состоит в их уверенности в том, что мужчины просто обязаны уступать им во всем и везде, независимо от того, что гласят правила. Но, к сожалению, далеко не все водители являются джентльменами, и, что ещё хуже, всё чаще и чаще случаются моменты, когда на дороге встречаются две дамы. Как правило, в таких случаях никто никому уступать категорически не хочет. Во что превращается движение в этом случае, можно себе представить.
Ну и наконец, добавьте сюда особенности национального характера. В Грузии спешат все, хотя подавляющему большинству спешить особо некуда. Так что вождение автомобиля превращается в сложную психологическую игру и поиск ответов на два вопроса — действительно ли он (водитель машины, которая едет рядом) думает, что торопится больше меня, и прав ли он, когда думает именно это. Причем только кажется, что это сложно, отнюдь, многие из "понаехавших" признаются, что для адаптации к подобным правилам нужно не так уж и много времени, в среднем от недели до месяца.
Самое время спросить, а что же власти. Какие меры предпринимают они, чтобы изменить ситуацию. А власти в данном случае, подобно народу из пушкинского "Бориса Годунова", безмолвствуют. Ну или почти безмолвствуют. При советской власти было всё ясно и понятно. Стиль вождения "эх, прокачу" вполне устраивал и водителей, и гаишников, призванных следить за порядком на дорогах. И порядок был — твердо установленный порядок дачи конкретной суммы в карман гаишнику за конкретное правонарушение. Размер взятки зависел от степени нарушения и престижности места, на котором стоял гаишник.
Во времена независимости, при Эдуарде Амвросиевиче, система практически не поменялась. Правда, появились особые места, проезжая которые, нужно было давать взятку, минимальную, от лари до трех, независимо от того, нарушил водитель правила или нет. Причем делалось все это с достоинством и с той, и с другой стороны.
Впрочем, несмотря на устоявшиеся порядки и чувство собственного достоинства работников государственной автоинспекции, когда сама автоинспекция и вместе с ней тысячи гаишников с полосатыми палочками ушли в историю, никто, кроме близких родственников, о них особо не горевал.
Впрочем, даже в приснопамятные времена реформ, когда закон насаждался драконовскими методами везде и всюду, а за любое нарушение без разговоров сажали в тюрьму или штрафовали на несусветную сумму, власти не решились применить подобную тактику к автомобилистам. Не решились по очень простой причине, в случае ужесточения под замес попали бы буквально все. Так что даже тогдашним властям, которые не очень-то обращали внимания на электорат, политическая цена данного шага показалась слишком высокой.
Новые власти, которые во всем и всегда шли на поводу "пожеланий народных масс", крепко задумались о том, что надо что-то менять только на вторую каденцию. Менять-то надо, однако, как. Вводить огромные штрафы, чтобы получить больше миллиона озлобленных людей, которые и так не очень довольны социальной ситуацией, было бы политическим самоубийством. И вот тогда было принято соломоново решение. Власти обратились к советскому опыту штрафных баллов.
Система достаточно простая, у каждого водителя есть 100 баллов на нарушение правил дорожного движения. Этакий открытый кредит на дорожное хулиганство. С каждым нарушением этот кредит тает, и в один прекрасный день водитель может обнаружить, что у него уже нет прав. Причем не просто нет прав, а ещё и не будет прав цельный год. А после этого придется сдавать экзамены на права заново. Да, да, те самые экзамены с шаблонами по теории и въездом между двумя покрышками задом. То, что ездой задом, как и передом, большинство наших водителей владеют неплохо, сомнений не вызывает. А вот теоретическая часть для многих будет сложным испытанием.
Поэтому водители тысячу раз подумают, стоит ли передавать управление автомобилем человеку, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, особенно повторно, превышать скорость или использовать несанкционированную мигалку. Именно за эти нарушения предусматривается самое суровое бальное наказание — минус сорок. Впрочем, и наказание за пересечение двойной сплошной, предусматривающее минус двадцать баллов, тоже не сахар. Само собой разумеется, что за любое нарушение придется платить не только баллами, но и реальными деньгами в виде штрафов. И как это ни странно, это работает, пока, по крайней мере. Работает потому, что на дорогах Грузии патрульная полиция не берет взяток, по крайней мере, массовых жалоб на это точно не поступало.
Добавьте к этому многочисленные штрафы, которые бравые автоджигиты стали получать в результате монтажа видеокамер в крупных городах. И зверствующую компанию Сити Парк, уволакивающую в совсем не прекрасное далеко неправильно припаркованные автомобили. И получите надежду. Надежду на то, что грузинскому интуитивному стилю вождения когда-нибудь придет конец. Ну а пока, берегитесь автомобиля, ибо это совсем не кино, а реальная жизнь.