09:22 13 Декабря 2018
Прямой эфир
  • EUR3.0144
  • 100 RUB4.0028
  • USD2.6594
Уборка урожая зерновых, архивное фото

Ограничение на импорт зерна и цена на хлеб – есть ли связь?

© photo: Sputnik / Egor Eremov
Обзоры
Получить короткую ссылку
67302

Введенный в Грузии запрет на импорт и экспорт пшеницы автотранспортом вызвал недовольство части импортеров, которые уверяют, что этот приказ Минфина повлечет рост цен на хлеб

ТБИЛИСИ, 31 авг — Sputnik. Запрет на импорт и экспорт автотранспортом пшеницы и пшенично-ржаной муки вводится в Грузии с 15 сентября.

"Ввоз и вывоз пшеницы или пшенично-ржаной муки возможен только железнодорожным или морским транспортом. Что же касается автотранспорта, то такой вид перевозок допустим в отдельных случаях, с согласия Службы доходов", — отмечается в соответствующем приказе министра финансов.

Почему запретили

По заявлению министра финансов Иванэ Мачавариани, причиной ввода запрета являются автомобильные пробки на российско-грузинской государственной границе.

"На погранично-пропускных пунктах были большие очереди, туристам не удавалось въезжать, и сотни машин возвращались назад. Эта проблема в особенности была наглядна на пропускном пункте "Ларс", — заявил Иванэ Мачавариани.

По его словам, для ввоза зерновых существует довольно цивилизованный и эффективный путь – использование морского транспорта и железной дороги.

Трое суток в очереди — проблемы дальнобойщиков, направляющихся к Верхнему Ларсу>>

"Никакого диссонанса в экономику это не внесет и не вызовет никакого подорожания", — заявил Мачавариани.

Импортеры не довольны

По мнению импортера пшеницы Георгия Джоджишвили, новые регуляции повысят цены на хлеб, а занятые в этой сфере тысячи людей останутся без работы.

По его словам, очень велика разница в ценах на ввоз кораблями и по железной дороге, и автотранспортом.

"Фактически, сегодня ввоз одной тонны груза обходится, в среднем, 40 долларов. Это только расходы на транспорт. А если подключатся суда и железная дорога, то это вызовет подорожание ввоза той же тонны, как минимум, на 30 долларов", — заявил Георгий Джоджишвили в эфире Rustavi2.

Факторы, влияющие на цену на хлеб

Руководитель "Ассоциации производителей муки" Леван Силагава считает, что в Грузии запрет на ввоз пшеницы автотранспортом не является тем фактором, который может вызвать подорожание хлеба

"В нынешнем году на формирование цен на муку оказывают влияние три фактора. Первое – в мире плохой урожай пшеницы. Второе — Украина и Россия не хотят экспортировать это зерно без ограничений. Третье – колебания курса лари по отношению к доллару. Эти факторы – гораздо больше, нежели запрет на ввоз пшеницы автотранспортом, доля которого в импорте зерна составляет всего 10-15%", — заявил Леван Силагава Sputnik Грузия.

По его словам, из-за малого урожая пшеницы Украина уже сократила объем экспорта зерновых, предпринять аналогичный шаг планирует и Россия.

"К примеру, Украина со своими экспортерами оформила меморандум о том, чтобы из страны не выходило больше определенного количества пшеницы, а Россия, где в этом году урожай меньше прошлогоднего на 30%, намерена ввести квотирование или установить пошлину на экспорт", — отметил Силагава.

Для Грузии же ситуация, сложившаяся в России и Украине, важна потому, что экспорт пшеницы осуществляется, в основном, из этих двух государств.

Что касается запрета на ввоз в страну пшеницы автотранспортом, по сообщению Левана Силагава, эта форма перевозок не намного дешевле железнодорожной или морской, хотя у нее есть своя специфика.

"Основная специфика ввоза пшеницы автотранспортом состоит в том, что автомашина прямо в поле загружается несортированной пшеницей. Тут могут быть смешаны друг с другом пшеница третьего и четвертого класса, поскольку сортировка зерновых производится после складирования", — отметил Леван Силагава.

Правда, цены на пшеницу третьего и четвертого класса отличаются примерно на 10-15 долларов, но, в конечном итоге, после переработки в мукомольном комбинате количество муки становится равным, поскольку из более дешевой пшеницы четвертой категории получается меньше муки.

Вслед за ростом цен на муку в Грузии подорожает хлеб?>>

Что касается водителей грузовых автомашин, которые перевозили пшеницу через границу, по словам Левана Силагава, у них не возникнет проблем с трудоустройством, поскольку они на своих грузовых машинах могут ввозить любой груз.

Как запрет скажется на соседях

Армения почти полностью импортирует пшеницу из России через Грузию на грузовиках, сообщает Sputnik Армения.

Министр сельского хозяйства Армении Артур Хачатрян затруднился назвать насколько вырастут цены на муку и зерно.

По его словам, армянские транспортники на данном этапе ведут переговоры с грузинскими коллегами, чтобы добиться скидки на перевозку зерновых, чтобы в определенной степени смягчить ситуацию.

"Все зависит от размера скидки. Если она будет существенной, роста цен, возможно, удастся избежать. Если же нам ее не предоставят, то, по некоторым подсчетам, цена за килограмм повысится до 25 драмов", — сказал министр.

За год Армения завозит от 280 до 300 тысяч тонн пшеницы. В 2017 году импорт составил около 308 тысяч тонн.

Теги:
Зерно, Министерство финансов Грузии, Иване Мачавариани, Грузия, Импорт
Правила пользованияКомментарии


Главные темы

Орбита Sputnik

  • Манвел Григорян

    Суд отказался освобождать бывшего замминистра обороны Армении под залог в 41 тысячу долларов.

  • Горные лыжи

    Лучшая латвийская горнолыжница начала публичный сбор средств, которые помогут ей полноценно провести наступивший сезон.

  • Электренай ТЭС

    В Литве решили остановить работу восьмого блока крупнейшей в стране тепловой электрической станции в Электренае.