Торжественное открытие Ж/Д Баку-Тбилиси-Карс, или, как его называют иначе, "проекта века", состоялось в октябре 2017 года в Баку. Несмотря на то, что говорить о полноценной работе железной дороги пока рано, так как она еще работает в тестовом режиме и проходит процесс "обкатки", аналитики в сфере экономики и эксперты Черноморского и Каспийского регионов уже делают прогнозы по поводу рентабельности проекта.
Байрамов о важности железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс >>>
Власти Грузии, впрочем, как и другие участники проекта — Турция и Азербайджан — рассматривают Баку-Тбилиси-Карс в призме стратегии экономического развития "Один пояс — один путь", о которой объявил Китай еще в 2013 году. Стратегия включает два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях.
Окно в Европу
Рассматривая Баку-Тбилиси-Карс как составную часть экономического пояса Шелкового пути, главным предназначением которого является перевозка товаров из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Европу, можно с уверенностью говорить, что данная железная дорога открывает возможность для межконтинентальных перевозок, уверен Кришталев.
О перспективах развития Баку-Тбилиси-Карс он говорил, выступая на пятой по счету международной конференции "Argus Каспийско-Черноморский транспортный коридор 2018", которая стартовала в Тбилиси в среду.
Мероприятие объединяет представителей нефтяных и транспортно-логистических компаний, нефтеперерабатывающих заводов, терминалов, а также потребителей топлива и сухих грузов из разных стран. Организатором конференции является компания Argus Media. Информационное агентство и радио Sputnik Грузия в 2018 году выступило информационным партнером конференции "Argus Каспийско-Черноморский транспортный коридор".
Ключевые игроки рынка Каспийско-Черноморских стран собрались в Тбилиси >>>
Несмотря на то, что по территории России проходит Центральный трансазиатский коридор, соединяющий Казахстан с Украиной, который в то же время является самым рентабельным путем для быстрой и оперативной доставки товаров с Востока на Запад, аналитик считает, что БТК может оказать ему должную конкуренцию.
Уверенности ему придает тот факт, что у Украины с Россией уже несколько лет плохие политические отношения.
"Баку-Тбилиси-Карс открывает возможность для межконтинентальных перевозок, в частности из Азии в Европу, через Турцию в Грецию — на юг Европы, потому что из-за сложных отношений с Украиной российский маршрут, который не менее важный, рентабельный и существенный, обеспечивает доставку товаров из Китая и других стран Юго-Восточной Азии до стран Центральной и Северной Европы, практически приостановлен", — сказал Кришталев в интервью Sputnik Грузия.
"Грузинская железная дорога" готова снизить тарифы на перевозку нефти >>>
Преимущество Баку-Тбилиси-Карс состоит и в том, что из Китая до Стамбула, за исключением перевалки грузов в Каспийском море, товары можно доставлять полностью по железной дороге, считает аналитик. Но при этом, по его мнению, не следует забывать и то, что в Турции колея железной дороги уже, чем в Грузии, соответственно в районе грузинского города Ахалкалаки (регион Самцхе-Джавахети) возле грузино-турецкой границы потребуется время для перехода на новые железнодорожные пути.
"Если брать глобально, то на этом маршруте из Азии в Европу тоже есть морские перевалки, но в целом доставка груза из Китая как минимум до Стамбула возможна только по железной дороге, без особых перевалок. Единственным препятствием может стать то, что в Ахалкалаки осуществляется переход на другую колею, но и это ничего особо не представляет", — добавил он.
На сегодняшний день Турция переживает экономический кризис, который проявляется в резком обесценивании национальной валюты — лиры. Кришталев уверен, что в долгосрочной перспективе экономика Турции будет расти. Анкаре будет необходимо закупать китайское сырье, власти этой страны также будут заинтересованы в скорейшей доставке уже произведенных грузов в Европу. Исходя из этого интерес самих властей Турции к железной дороге возрастет в разы, подчеркнул он.
"У грузоотправителей появляется возможность поставлять грузы на растущий рынок Турции. Сложности в экономике Турции, которые мы видим в текущем году, все-таки имеют временной характер, и турецкая экономика вырастет большими темпами. Соответственно, это (рост экономики — прим. ред.) потребует больших ресурсов. Потребуется как доставка сырья из Китая, так и поставка уже произведенных в Турции товаров на рынок Евросоюза", — сказал он.
Минусы БТК
Одним из главных недостатков проекта Баку-Тбилиси-Карс, по мнению Кришталева, является отсутствие развитой железнодорожной системы на востоке Турции, из-за чего общий годовой объем железнодорожных перевозок в Турции сравнительно ниже, чем в Грузии или в Азербайджане.
"В самой Турции железнодорожная сеть развита не сильно. Объемы перевозок по турецкой железной дороге не превышают 25 миллионов тонн в год. Если брать грузинскую или азербайджанскую железную дорогу, то ежегодные перевозки составляют 13, 15, 16, 20 миллионов тонн. То есть они (объемы перевозки — прим. ред.) с учетом территорий сопоставимы и даже превышают объемы перевозок Турции… Надо понимать, что в Турции активно работают автоперевозчики, и соответственно они представляют основную лоббистскую группу, которая не дает развиваться турецким железным дорогам", — подчеркнул аналитик.
Живем дружно, не без выгоды — премьер Грузии об отношениях с Азербайджаном >>>
Копилку негативных факторов проекта Баку-Тбилиси-Карс может пополнить и то обстоятельство, что на данный момент железная дорога не работает в полном объеме, и компании, занимающиеся экспортом продукции преимущественно из Азии в Европу, пока не решаются перевозить свои грузы через этот коридор.
По мнению аналитика, это является временным явлением, которое при успешном менеджменте можно будет исправить в ближайшее время.
"Объемы не велики по очень простой причине. Железная дорога требует обкатки, полного контакта всех участников этого коридора, потому что новое всегда сложно запустить. Как и в любой квартире, после ремонта всегда нужно что-то доделывать, переделывать, довершать. Это требует времени. Так же и здесь", — заключил Кришталев.
Немного цифр
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного соглашения. В рамках проекта восстановлена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК составляет 826 километров.
Протяженность участка Ахалкалаки-Карс — 105 километров, из которых 76 километров приходится на долю турецкой, 29 километров — грузинской территории. Также определенная реконструкция была осуществлена на участке Ахалкалаки-Тбилиси.
После введения в эксплуатацию железной дороги ожидается увеличение взаимной торговли между Азербайджаном, Грузией и Турцией до объема в 10 миллиардов долларов ежегодно.
Предполагаемая пропускная способность БТК — миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. В дальнейшем пропускная способность транспортного коридора может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов ежегодно.