Кто рвется к власти в Грузии и почему "безмолвствует народ"

© Sputnik / Shota NozadzeАктивисты оппозиции у здания парламента Грузии утром 29 ноября. Акция протеста продолжается на пешеходной части проспекта
Активисты оппозиции у здания парламента Грузии утром 29 ноября. Акция протеста продолжается на пешеходной части проспекта - Sputnik Грузия
Подписаться
Даже радикальным ТВ становится день ото дня тяжелее "отрабатывать" визуальную картинку "всенародного гнева" – острота протеста не подкреплена внушительной массой митингующих, в силу чего печатные СМИ заметно смягчили тон своих публикаций

Уловив запрос читательской аудитории, газеты пытаются обстоятельно разобраться в требованиях объединенной оппозиции. Тем самым как бы соглашаясь, что основная масса избирателей прежде вообще не задумывалась, по какой системе она голосует – пропорциональной, смешанной или мажоритарной…

"Немецкая модель" и грузинская реальность

Конфликтолог Пааата Закареишвили призывно заявляет в "Ахали таоба" (30.11-01.12): если народ хочет перемен, он должен выйти на улицу! Народ перемен, безусловно, хочет, но на улицу не выходит. Почему? Правозащитник Нана Какабадзе ("Грузия и мир", 27.11-03.12) делает упор на том, что люди не доверяют политической силе, возглавляющей акцию протеста. "Национальное движение" перемен к лучшему не обеспечит - убеждены они.

Политическая сила, добивающаяся изменения закона и одновременно стремящаяся любым способом вернуться во власть, вызывает сомнения в искренности - подозревает независимый депутат Давид Чичинадзе ("Ахали таоба", 28.11). "Пока там будут националы, ничего не выйдет!" - не спорит экс-министр обороны Тина Хидашели ("Квирис палитра", 25.11-01.12). Проблема не в выборной системе, а в отсутствии достойной альтернативы, заключает Какабадзе.

Портреты протестующих. Участники митинга объединенной оппозиции у здания парламента Грузии - Sputnik Грузия
Оппозиция переносит протест в регионы

Акция – пикетирование – разгон… Хождение по одному и тому же кругу ничего оппозиции не дает - пишет "Резонанси" (26.11). Бесплодные попытки помешать работе парламента и госорганов могут, в конечном счете, обернуться против самих протестующих. Иностранные туристы уже покидают отели, расположенные на проспекте Руставели (28.11). "Когда цель что-то сорвать, она обычно бывает недостижима", - размышляет аналитик Рамаз Сакварелидзе (27.11).

По мнению ряда экспертов, компромиссным решением могла бы стать так называемая "немецкая модель", сочетающая мажоритарный подход с пропорциональным. Но многие конституционисты, как Автандил Деметрашвили, полагают, что без голосования в парламенте все равно не обойтись ("Квирис палитра"). Депутат Нукри Кантария заведомо предостерегает: "Я эту модель не поддержу, потому что она не отвечает требованиям Конституции" ("Резонанси", 26.11).

"Мистические" угрозы с предвидимыми последствиями

Стороны хоть и вступили в переговоры, по сути дела, смотрят на нее скептически. "Немецкая модель" для Иванишвили – это Берлинская стена", - цитирует "Резонанси" (29.11) саркастическую реплику Михаила Саакашвили. Консервативная "Асавал-Дасавали" (25.11-01.12) тоже не остается в долгу: "Немецкая модель, которая нужна Грузии – это Нюрнбергский процесс". Понятно, намек на Саакашвили и "Нацдвижение".

А тем временем решительней и резче лексика протестующих. "Мы станем главной силой, которая сменит эту бесовскую власть!" - грозит Мамука Хазарадзе ("Квирис палитра"). А затем, вопреки своим же заверениям, предусмотрительно заключает соглашение еще не оформленной официально партии "Лело" с "Движением строительства" и "Новыми правыми" ("Ахали таоба", 30.11-01.12). Как видно, на случай, если голосовать придется по старой схеме.

Мамука Хазарадзе выступает на акции протеста - Sputnik Грузия
Три партии договорились побороть "двухполюсную систему" в Грузии

"Где вы видите разгневанный народ?" - удивляется в "Квирис палитра" лидер парламентской фракции "Мечты" Мамука Мдинарадзе. "Мы разработали новые методы, не требующие на улице тысяч людей", - парирует лидер "Новой Грузии" Георгий Вашадзе. И добавляет уже в "Ахали таоба" (27.11): "Парламент сможет работать лишь с помощью спецназа". Протестующие уверенно анонсируют свои планы по блокированию государственных ведомств, словно и не беря в расчет, что власть эти попытки будет пресекать. Между тем, полиция действует пока в рамках закона, и оппозиция попытается поэтому прибегнуть к более радикальным мерам, чтобы заставить власть допустить ошибку, - предполагает аналитик Корнели Какачия ("Резонанси", 25.11).

Есть еще один момент, довольно забавный. Ряд изданий решил приправить политику элементами мистики. Востребован астролог Михаил Цагарели. Публикация его предсказаний в "Резонанси" (25.11), по-видимому, отражает отношение немалой части общества к происходящему. Впрочем, прогноз его соответствует общему тону прессы – к концу недели все пойдет на спад. А вот "Асавал-Дасавли" изложения цагарелиевского гороскопа мало. Она выдвигает категорическое требование – поменять Государственный герб Грузии! Оказывается, очертание когтей на левой задней лапе у льва, поддерживающего щит со Святым Георгием, – это… сатанинский знак.

У кого крепче психика и прочнее ресурс

Примечательно: удостоверившись, что "народ безмолвствует", правящая команда, похоже, решила провести "разведку боем". Пока другие издания сбавляли тон, обычно официозная "Сакартвелос Республика" вдруг кинула боевой клич. "Атакуй, когда тебя атакуют! Избавься от гипноза нацистской кобры!" (27.11). "Последний гвоздь в гроб нацев" (28.11). Венчает эти заголовки поговорка в несколько непривычной для газеты манере: "Осел ненавидел мяту, а ему ее совали в рот". С довольно справедливым уточнением – "Борьба за кресла".

Люди гуляют по проспекту Агмашенебели - Sputnik Грузия
Настроения в Грузии за год до выборов - шансы партий

Общий лейтмотив протеста: "Иванишвили пообещал и не сдержал слова!" - понятен. Но как могут партии, выступающие против единоличного правления, принимать обещание от конкретной личности?! – возмущается Нана Какабадзе ("Грузия и мир"). А Бидзина Иванишвили решил уточнить: "Это не было соглашением. Это было нашей доброй волей" ("Резонанси", 28.11). Трудно сказать, услышали ли его протестующие.

Эксперт Вахтанг Дзабирадзе не исключает, что под давлением извне власть окажется вынуждена принять политическое решение ("Резонанси", 28.11). Международное давление будет расти, - убеждена оппозиция. А вот политолог Торнике Шарашенидзе полагает, что Западу сейчас не до нас. Единственный шанс – это победить "Мечту" на выборах, по какой бы системе они не проходили ("Ахали таоба", 28.11). "Нельзя каждый раз по чьей-то прихоти менять Конституцию!" – согласен правозащитник Мамука Туския (29.11).

Но сколько сможет "Мечта" находиться под прессом и сколько сумеет оппозиция поддерживать давление - задает вопрос "Резонанси" (27.11). При этом, похоже, мало кто задумывается, сколько сможет на таком негативном фоне продержаться сама Грузия? Власть в "Игре престолов" забыла о стране, - адресует упрек правящей команде эксперт Хатуна Лагазидзе ("Квирис палитра"). Опасны не крики плохих людей, а молчание хороших - добавляет газета.

Во Мцхета произошла драка между сторонниками власти и оппозиции >>

Но наиболее емко реальную ситуацию в обществе отразил писатель Котэ Джандиери:

"Хочу предостеречь власть: мы, то есть, те, кто не стоит на улице и не кричит, ведем себя так лишь по одной причине – хотим дать вам возможность самим найти в себе силы исправить все, что напортили" ("Квирис палитра").

Лента новостей
0