Предвыборная борьба в Грузии, судя по публикациям и комментариям прессы, все больше напоминает войну, где в ход во всю идут ножи, вилки, шампуры, растворы белены в ухо и любые подручные средства, позволяющие разгромить противника.
Такую классификацию "вооружений", кстати, предложил в свое время один из нынешних оппозиционных лидеров, экс-председатель парламента Давид Бакрадзе. "Сакартвелос Республика" (28.07) охотно его процитировала, надо полагать, имея в виду оппозиционный спектр. Впрочем, есть претензии и к власти. Аналитик Хатуна Лагазидзе уверенно полагает, что в обществе присутствует ощущение, будто власть покрывает криминал и готова активно использовать улицу на выборах ("Квирис палитра", 27.07-2.08).
Кто главный союзник "Мечты"?
Тем не менее, тактика правящей партии пока оправдывает себя в вопросах вполне легитимных. Хоть и не для всех, скажем так, удобных. Крупным оппозиционным партиям с трудом удается не показать раздражения в связи с учреждением 1%-го барьера. Они бы не прочь списать вину за реально обозначившийся в собственных рядах раскол на правящую команду. Очевидно, что снижение барьера вселило уверенность во многие маленькие оппозиционные партии.
Однако, как ни поверни, от единых мажоритарных кандидатов первым отказалось "Национальное движение", составляющее костяк объединенной оппозиции. Националы однозначно решили в регионах выдвинуть свои кадры. "Резонанси" (30.07) назвала это крахом оппозиционного единства. А независимый депутат Гига Букия – свидетельством того, что созданный совместно с националами оппозиционный фронт был полным блефом ("Ахали таоба", 29.07).
При этом председатель Левого альянса Сосо Шатберашвили усматривает в 1%-ом барьере не столько "яблоко раздора", сколько долгожданный шанс пройти в парламент представителям партий, не располагающих крупными денежными средствами (27.07). По-видимому, не всех в оппозиции это устраивает. Наиболее остро был воспринят уход одного из главных инициаторов объединения "Сила в единстве" Георгия Вашадзе (28.07), который решил консолидироваться с другим "протестантом" – Тако Чарквиани.
Мамука Гамкрелидзе сдержанно назвал этот поступок эгоизмом. А одна из лидеров "Нацдвижения" Саломе Самадашвили явно решила подставить подножку Вашадзе. Она прозрачно намекнула, что финансовую поддержку ему оказывает Вано Чхартишвили – бизнесмен, не пользующийся в Грузии популярностью (28.07).
Выборы все ближе, а кандидатов снова нет: что происходит в грузинской оппозиции >>
Тако Чарквиани язвительно напомнила националам, что на президентских выборах именно Георгий Вашадзе вынес на себе – и небезуспешно – основную тяжесть продвижения кандидатуры своего "национального" однофамильца Григола. Тогда никто о Чхартишвили даже не вспомнил ("Резонанси", 28.07). Как и предсказывали многие эксперты, при возникновении разногласий оппозиция, по-видимому, готова сливать друг на друга имеющийся компромат.
Так что трудно не согласиться с экспертом Гией Хухашвили: главным союзником "Мечты" перед выборами стала сама же оппозиция ("Ахали таоба", 29.07)…
Делами прикрывают "делишки"
Когда власть утрачивает функцию защитника общества и пытается срастись с улицей, возникает реальная угроза и опасение за будущее. Универсальность этой формулировки Хатуны Лагазидзе ("Квирис палитра") состоит в том, что вместо власти сюда можно справедливо поставить любую политическую силу. Аналитик Вахтанг Дзабирадзе упрекает оппозицию в том, что она допустила слишком много тактических ошибок, поставив под сомнение свою способность оказать серьезное сопротивление правящей партии ("Ахали таоба", 31.07).
Ей теперь нередко приходится выступать в непривычной для себя роли оправдывающегося. Хатия Деканоидзе возмущается, что пресса и агентства распространяют ложную информацию относительно партийного списка "Нацдвижения" (31.07). Однако никто из оппозиционных лидеров не высказывает при этом критических замечаний, когда пресса поворачивает в политическое русло нашумевшие криминальные дела, всячески добиваясь обострения ситуации.
"Постоянная ложь, исходящая от одной из сторон, свидетельствует о желании сформировать в обществе ощущение, будто криминал процветает, - пишет эксперт Амиран Салуквадзе. - Информационные выпуски на телеканалах превратились в криминальную хронику ("Ахали таоба", 31.07). Вот уже почти 2 месяца ежедневно раздаются упреки в адрес правоохранительных органов и власти в связи с гибелью Георгия Шакарашвили. Между тем, расследование продвигается довольно быстро для такого сложного дела с огромным числом фигурантов. Похоже, на днях будут названы конкретные имена подозреваемых в совершении убийства".
Надо заметить, семья Шакарашвили не раз высказывала доверие к следствию, с которым активно сотрудничают свидетели. Недовольство высказывалось как раз в связи с поведением некоторых представителей прессы и телевидения ("Ахали таоба", 27.07). Те вольно или невольно мешают расследованию, заставляя органы отвлекаться и тратить силы на ложные версии и допрашивать не причастных к делу людей ("Резонанси", 31.07).
В аналогичном духе СМИ освещают и гибель программиста Тамары Бачалиашвили. Причем, если верить деталям, которые то ли раздобыли, то ли домыслили СМИ ("Алиа", 2707-2.08), дело это логичней увязать с загадочной заинтересованностью иностранных спецслужб, а не с непрофессионализмом полиции и ответственностью местных властей. Будучи специалистом высокого класса, Бачалиашвили, как утверждают ее родители, могла получить доступ к информации, которую не должны была знать ("Ахали таоба", 27.07)…
Иной раз возникает впечатление, что, исчерпав скудные политические аргументы, представители оппозиции вместе с контролируемыми ими средствами массовой информации все протестные усилия сосредоточили на криминале. "Нам убивают детей!", "Мы беззащитны!, "Правоохранители – преступники!". И революционный вывод: "Долой власть!" ("Сакартвелос Республика", 28.07).
Оппозиция превратила борьбу с властью в борьбу с государством, - не замедлил объяснить такой подход вице-спикер парламента Гия Вольский ("Ахали таоба", 28.07).
Не путайте урну для голосования с урной для мусора!
Как выяснилось, оппозиционный спектр не до конца отказался и от расчета на поддержку стратегических партнеров. Лидеры стараются повернуть в свою пользу любые высказывания и письма из Евросоюза и из-за океана. Хотя партнеры, пусть в деликатной форме, однако недвусмысленно дали понять, что критика в адрес грузинского руководства вовсе не означает, будто Конгресс намерен принять чью-то сторону в политическом соперничестве.
Очередным поводом для компрометации правительства стал телефонный разговор, состоявшийся между Госсекретарем США Майком Помпео и премьером Георгием Гахария. Помпео, в числе других тем, подчеркнул огромную важность проведения в октябре свободных, справедливых и прозрачных выборов и отметил необходимость создания равных условий для всех участников ("Резонанси", 29.07).
Оппозиция, наряду с некоторыми уважаемыми экспертами, поспешила назвать это серьезным предупреждением грузинским властям. Понятно, что вопрос не в сути, а в терминологии – высказать пожелание и предупредить на языке дипломатов означает далеко не одно и то же. Политолог Торнике Шарашенидзе справедливо напомнил, что такие звонки и призывы происходят обычно перед каждыми выборами и в них нет ничего из ряда вон выходящего ("Ахали таоба", 29.07). Тем не менее, доводы его убедили, как видно, не всех.
Во всяком случае, посол США Келли Догнан сочла нужным специально подчеркнуть доброжелательное отношение Соединенных Штатов к своему важному партнеру – Грузии. При этом "Сакартвелос Республика" замечает, что трудно припомнить другие выборы, при подготовке которых международное вмешательство присутствовало бы в такой дозе (25-27.07).
Пожалуй, трудно назвать другого посла Соединенных Штатов, который бы так активно и близко к сердцу (насколько это возможно) принимал грузинские проблемы. От поиска общего языка между властью и оппозицией до сотрудничества с США по расширению Кутаисского аэропорта…
Оценивать такое поведение можно по-разному, однако именно Келли Догнан довольно прямолинейно для дипломата дала понять представителям оппозиции, что им пора всерьез заняться подготовкой к выборам.
Иначе, как справедливо предостерегает "Асавал-Дасавали" (27.07-2.08), избирательную урну нетрудно превратить в урну для мусора…