Имя Генерального прокурора Грузии Шалвы Тадумадзе оказалось в списке кандидатов в судьи Верховного суда Грузии.
Верховный суд оказался в центре внимания общественности из-за скандала, который разразился в Грузии в конце декабря 2018 года. Все началось с того, что Высший совет юстиции представил в парламент список кандидатов в судьи. В нем оказались судьи, которые при власти третьего президента Грузии Михаила Саакашвили принимали скандальные решения по делам представителей на то время оппозиционной "Грузинской мечты", а также те, кого в последнее время обвиняли в "клановом управлении" судом.
Чего ушли - непонятно: Иванишвили оценил перспективы Беселия и Ко>>
В результате было принято решение список отозвать и разработать четкие критерии отбора кандидатов в судьи Верховного суда Грузии, чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно объективности судебной власти. Критерии уже разработаны и новый процесс запущен.
Прием заявок от желающих стать судьями Верховного суда Грузии начался 11 мая и завершился в пятницу. На следующий день Высший совет юстиции обнародовал список подавших заявку.
В списке насчитывается 144 имени, в том Шалва Тадумадзе, его заместитель Мамука Васадзе и секретарь Высшего совета юстиции Георгий Микаутадзе.
Тадумадзе занимает пост Генпрокурора Грузии с 16 июля 2018 года.
Он был избран на этот пост после того, как Ираклий Шотадзе под давлением общественности подал в отставку 31 мая того же года. Это произошло из-за начала волны протеста в Тбилиси сразу после оглашения приговора по громкому делу об убийстве двух 16-летних школьников — Левана Дадунашвили и Давида Саралидзе. Согласно решению суда, убийца Саралидзе все еще на свободе.
Убийство школьников в Тбилиси – суд объявил приговор>>
До назначения на пост Генпрокурора Тадумадзе был главой администрации правительства.
В разное время Тадумадзе был адвокатом, юристом-консультантом в министерстве обороны, а также заместителем начальника юридического департамента министерства, координатором проектов ассоциации "Право и свобода" и парламентским секретарем правительства.
Правила отбора кандидатов
В Верховном суде вакантно 20 мест. Теперь Совет тайным голосованием, руководствуясь критериями независимости и компетентности, должен из общего числа кандидатов отобрать 60, то есть такое количество кандидатов, которое будет в три раза превышать количество вакантных мест. Этот список также будет обнародован.
Сакварелидзе оценил судебную реформу в Грузии>>
Дальше Высший совет юстиции начнет проводить публичные собеседования с каждым из кандидатов. Кроме того, начнется проверка информации о них. Тот кандидат, который откажется предоставлять информацию, будет исключен из числа претендентов на пост судьи Верховного суда.
На следующем этапе Совет сократит количество кандидатов до существующих вакантных мест в Верховном суде. Это произойдет по итогам собеседования. При этом кандидатам, которые не являются судьями, будут ставить баллы, от которых и будет зависеть окончательное решение.
Далее начнется голосование за каждого из оставшихся кандидатов для их представления в парламент на утверждение. В этот список попадут те, кто заручится поддержкой 2/3 состава Высшего совета юстиции.
В парламент нужно будет отправить не только список кандидатов, но и информацию о них, а также заключение Высшего совета юстиции.
Депутаты парламента Грузии рассмотрят всех кандидатов в судьи и проголосуют за каждого из них по отдельности. Для того чтобы стать судьей, кандидат должен получить поддержку минимум 76 депутатов.
Борьба Беселия "за справедливость" переходит на новый уровень>>
Кроме того, поправки предполагают пятый, дополнительный этап отбора судей Верховного суда Грузии, в том случае, когда парламент отказывается утверждать того или иного кандидата. Если такое произойдет, Высший совет юстиции должен будет представить парламенту кандидата из числа тех, кто не дошел до третьего этапа.
Кандидатами в судьи Верховного суда могут стать граждане Грузии старше 30 лет, которые являются действующими судьями с опытом работы не менее 5 лет; бывшие судьи также с опытом работы не менее 5 лет, покинувшие должность не более десяти лет назад; специалисты судебной системы с опытом работы не менее 5 лет.