Новая Конституция Грузии вступит в силу до конца 2013 года - подробности

Подписаться
Новая модель Конституции предусматривает сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством. В соответствии с Конституций в стране будет сильная законодательная и исполнительная власть, а также сильный президент. Кроме того, предусмотрено усиление независимости судебной власти.

ТБИЛИСИ, 15 окт - Новости-Грузия. Парламент Грузии, 112 голосами "за" против пяти "против" принял в пятницу вечером, 15 октября,  изменения и дополнения в Конституцию, согласно которым страна с 2013 года перейдет на новую модель государственного управления.

Работа над  новой Конституцией Грузии  шла более полутора лет. Проект был разработан  Государственной конституционной комиссией, в которую входили представители академических кругов, власти и части оппозиции, а также неправительственного сектора.

Новая  модель Конституции предусматривает сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством. В соответствии с Конституций  в стране будет сильная законодательная и исполнительная власть, а также сильный президент. Кроме того, предусмотрено усиление независимости судебной власти.

Нововвведения в Конституции Грузии коснулись в наибольшей степени тех статей, которые касаются полномочий президента, парламента, правительства и судебной власти. При этом, по новой модели Конституции лица с двойным гражданством не смогут занимать должность президента, прмьер-министра и председателя парламента Грузии.

Изменения полностью вступят в силу до конца 2013 года, после очередных парламентских (2012) и президентских (2013) выборов.

В представленном варианте усложняются процедуры пересмотра Конституции, включая то, что изменения основополагающих принципов Конституции в будущем должны утверждаться парламентами двух созывов.

Часть Конституции войдет в силу с января 2011 - глава об основных принципах полномочий местного самоуправления отделена от "полномочий государственных органов". Согласно новой модели,  местное самоуправление обладает собственным имуществом и финансами, однако  центральные власти обеспечивают создание соответствующих правовых и материально-финансовых условий необходимых для местных органов.

Президент как арбитр между правительством и парламентом 

Президент, по-прежнему, будет избираться путем прямых выборов сроком на пять лет.

Баллотироваться на пост главы государства может гражданин Грузии не младше 35 лет,  который проживал в Грузии не менее пяти лет,  и постоянно проживает в стране последние три года перед датой выборов.

У будущего президента Грузии будет больше функций, чем обычно предусматривается классической формой парламентской республики. Президент является гарантом единства и независимости страны, соответственно, он является главнокомандующим Вооруженных сил. Президент Грузии  также остается руководителем  Совета  национальной безопасности и имеет право назначать его членов. Также, на случай возникновения кризиса между ветвями власти, с целью сохранения стабильности, президенту присваивается роль арбитра.

В то же время президент ограничивается  лишь формальным правом назначения правительства, так как он будет обязан представить те кандидатуры, которые предложит парламент.

Согласно новой Конституции, в назначении начальника Генерального штаба ВС и других командующих премьер-министр будет участвовать по правилу контрассигнации в отношении решений президента.  Кроме того, правило контрассигнации премьер-министра будет действовать и в отношении полномочий президента на ведение переговоров или заключение международных договоров.

Также  президент теряет право выступать с законодательными инициативами и созывать внеочередные заседания парламента.   Кроме того, после избрания на пост президента, ему запрещается занимать высшие должности и тем более лидера какой либо партии.

Президент Грузии больше не сможет аннулировать изданные им акты. Право на созыв заседания правительства президент будет иметь лишь по важнейшим государственным вопросам. Президент, уже не будет обязан давать согласие правительству на представление бюджета -  ответственность за бюджетный процесс полностью перекладывается на правительство и парламент; президент также не будет обладать правом на издание декрета, имеющего силу закона, по налоговым и бюджетным вопросам, в период роспуска парламента.

Президент уже не будет обладать единоличным правом на отправку в отставку правительства, а также на подбор силовых министров и их освобождение с должности, или эксклюзивным правом кураторства над ними.

У будущего президента не будет права на приостановление или отмену правовых актов правительства.

Президент, по представлению правительства, будет назначать и освобождать с должности послов. Согласно действующей сегодня Конституции, послов утверждает парламент по представлению президента, а с должности их освобождает президент своим единоличным решением.

Утвержденный проект содержит оговорку: до вступления в силу основных положений  действующий президент, после выборов парламента в 2012 году, обязан представить высшему законодательному органу на утверждение состав правительства.

Правительство как сильная ветвь власти

Согласно новой модели Конституции , правительство становится верховным органом исполнительной власти, которое обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики страны, и подотчетно парламенту.

Главой правительства является премьер-министр, который назначает и отправляет в отставку других членов правительства. Его отставка или прекращение его полномочий автоматически вызывает прекращение полномочий других членов правительства.

Полномочия  правительства прекращаются с признанием полномочий новоизбранного парламента.

Новое правительство будет укомплектовывать партия, которая имеет лучшие результаты по итогам выборов в новоизбранном парламенте. Президент должен будет выдвинуть на пост премьер-министра кандидата, которого ему предложит вышедшая на первое место по итогам парламентских выборов партия. Кандидат в премьеры сам выбирает министров и, вместе с программой правительства, представляет кандидатуры на утверждение парламенту.

Если парламент большинством состава депутатов по списку с двух попыток не сможет утвердить правительство,  президент представляет на утверждение кандидатуру, предложенную ему 2/5 от списочного состава парламента. Он может распустить парламент и назначить внеочередные выборы, если с третьей попытки правительству не удастся заручиться доверием парламента.

В то же время, президент не будет иметь право на роспуск парламента или правительства в случае неутверждения бюджета, как это предусмотрено в сегодняшней Конституции.

Премьер-министр будет обладать полномочиями ставить перед парламентом вопрос о доверии правительству "в связи с обсуждаемыми законопроектами"; eсли парламент  не выразит правительству доверия, в этом случае президент получает право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.

Согласно новой модели, в компетенцию премьер-министра также будет входить назначение и освобождение с должности губернаторов с "согласия президента".

Парламент - контролер правительства

В соответствии с Конституцией, парламент отвечает за правительство и его роспуск.

Парламент получает право выражения недоверия правительству, а правительство - право выражения недоверия любому законопроекту. Срок процедуры выражения недоверия парламентом правительству  составляет 65 дней.

Кроме того, упрощается процедура преодоления вето президента на законопроекты. Если до сих пор для этого было необходимо 3/5 списочного состава парламента, то в соответствии с новым проектом, будет достаточно простого большинства.

Увеличивается политический вес парламентского меньшинства. Инициирование создания следственных и других временных комиссий будет происходить уже не 1/4, а 1/5 состава парламента.

В судьи - пожизненно

Согласно новой модели Конституции  возрастной ценз судей повысится с 28 до 30 лет. Судьи первых двух инстанций суда – городского и аппеляционного  суда,  будут назначаться пожизнено.

Право собственности

В новой Конституции вводится  статья о защите прав на собственность, которая  формулируется следующим образом: во время изъятия собственности должны быть защищены права собственника и компенсирован ущерб по справедливой цене.

 

 

Лента новостей
0