ТБИЛИСИ, 7 авг — Sputnik. 30 июля 2015 года Грузия присоединилась к санкциям Евросоюза против России со ссылкой на декларацию Еврокомиссии "О присоединении к ограничительным мерам из-за ситуации вокруг Крыма и Севастополя". Двумя неделями ранее в Праге состоялась встреча спецпредставителя премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зураба Абашидзе и заместителя главы МИД РФ Григория Карасина.
Об итогах пражских переговоров, основных проблемах для выхода из российско-грузинского политического кризиса, общих интересах в сфере экономики и безопасности, а также о влиянии украинского вопроса на отношения Москвы и Тбилиси рассказал Зураб Абашидзе. Интервью подготовлено блогером РСМД Лейлой Мачавариани.
15 июля 2015 года в Праге состоялась Ваша очередная встреча с заместителем Министра иностранных дел Российской Федерации Григорием Карасиным. Каковы ее основные итоги?
Как известно, пражский формат двустороннего грузино-российского диалога был создан в 2012 году для рассмотрения практических вопросов в области торгово-экономических связей, транспортных коммуникаций и некоторых гуманитарных вопросов. По данной повестке грузинская и российская стороны сделали шаги для восстановления торговых связей, авиационного сообщения, автомобильных перевозок, включая пассажирские и грузовые. Отдельно были рассмотрены вопросы, связанные с грузинскими гражданами, которые обвинены в шпионаже и отбывают наказание в России. Из этого следует, что во время встреч речь идет о конкретных вопросах.
В Тбилиси данный шаг оценили как грубое нарушение суверенитета и территориальной целостности Грузии, а также элементарных прав человека. При этом отмечалось, что подобные провокации могут привести к очень серьезным последствиям в регионе в целом.
В таком регионе как Южный Кавказ, нужно быть предельно осторожным, чтобы не спровоцировать неуправляемые процессы, что я упоминал на последней встрече в Праге.
Проблемы, связанные с Абхазией, с Цхинвальском регионом (Южной Осетией) — тема для обсуждения женевских международных консультаций, однако я никак не мог обойти стороной данный вопрос, который был наиболее острой темой встречи 15 июля.
В Праге мною было сказано, что грузинская сторона использует все международные каналы и связи, чтобы донести информацию до стран-партнеров Грузии, до международных институтов. Грузия собирается задействовать все дипломатические возможности и никак не планирует смириться с этим положением.
В ходе встречи также были рассмотрены вопросы, связанные с нашей основной повесткой дня. После восстановления торговых связей в 2013-2014 годах торговля между Россией и Грузией развивалась позитивно: увеличился как экспорт, так и импорт. В 2014 году торговый оборот достиг порядка 850 млн долларов, грузинский экспорт в Россию составил порядка 275 млн долларов. В конце 2014 года наметился спад в силу экономических и финансовых проблем в России, которые наложили свой отпечаток на торговые связи. Значительно снизился экспорт грузинской продукции в Россию, в частности винной продукции на 48%. Другая картина в таких областях, как транспорт, автомобильное сообщение и грузоперевозки; количество российских туристов по сравнению с прошлым годом увеличилось на 12-13%.
Мы обсудили и темы организационно-технического характера: соответствующие грузинские ведомства заинтересованы в том, чтобы новые товары поступили на российский рынок. У некоторых грузинских компаний существуют трудности в получении лицензий, виз, разрешений, о чем мы и поговорили в Праге.
В свою очередь, российская сторона подтвердила, что рассматривается вопрос либерализации визового режима для определенных категорий граждан Грузии. В этом контексте хочу напомнить, что гражданам России для посещения Грузии виза не нужна. В этом плане в Грузии очень либеральный режим для соседей и других стран мира.
Встреча в Праге впервые прошла в расширенном формате с участием помощника Министра транспорта Российской Федерации и руководителя Агентства наземного транспорта Грузии. Не планируется ли в дальнейшем формат, предполагающий сотрудничество данных ведомств напрямую?
Прямые контакты между разными ведомствами существуют при содействии швейцарской стороны, взаимодействуют и соответствующие агентства министерства экономики.
Поскольку в основном на пражских встречах рассматриваются практические вопросы, участие в диалоге отдельных специалистов правомерно и логично. Эксперты более квалифицированно говорят о специфических проблемах, в том числе из области транспортного сообщения.
Несмотря на то, что отношения Грузии и России полностью не восстановлены, межстрановые контакты не прерываются. Какие, на Ваш взгляд, самые перспективные сферы для двустороннего развития?
Торгово-экономические связи — огромное направление, где может быть множество идей и предложений. Приведенный ранее показатель товарооборота между Россией и Грузией (850 млн долларов) достаточно хороший, но в действительности это очень скромная цифра. В 2015 году Россия с третьего места торговых партнеров Грузии перешла на пятое место.
Представители России и Грузии, а также экспертное сообщество говорят о том, что, в первую очередь, необходимо развивать экономические контакты между государствами. Насколько вероятно, что в Грузии для российских инвесторов будет организован бизнес-форум на примере мероприятий, которые Грузия проводит для международных инвесторов?
Российские компании довольно комфортно чувствуют себя на грузинском рынке, около 200 российских компаний оперируют в Грузии. Кстати, когда у власти находилось Единое национальное движение (с 2004 по 2012 год), многие стратегические объекты в Грузии были приобретены российским компаниями. Нынешнее правительство также заинтересовано, чтобы российские инвесторы законно работали в Грузии.
Когда был начат пражский диалог, было сказано, что маленькими шагами и с конструктивными подходом будем идти вперед. Грузинская сторона сделала многое, чтобы создать конструктивный дух и попытаться найти решения многим сложнейшим проблемам в наших отношениях. Что касается российских действий, то нам непонятно, зачем России надо было подписывать т.н. новые интеграционные соглашения с Абхазией и Цхинвальским регионом (Южной Осетией). Российская сторона говорит, что ничего нового в данных т.н. соглашениях нет. Тогда непонятно зачем надо было портить неплохое начало. С другой стороны, когда мы смотрим на реальность, исходя из этих т.н. соглашений, мы видим, что там много нового, что очень серьезно меняет ситуацию в регионе в целом. В Тбилиси эти т.н. соглашения оценили как шаг в сторону де-факто аннексии грузинских регионов.
Год назад российские коллеги говорили, что процесс так называемой бордеризации[1] завершен, однако 10 июля вновь появились признаки того, что он начинается заново. Все это создает дополнительные острые проблемы для развития сложнейших грузино-российских отношений.
Украинский кризис значительно изменил матрицу внешнеполитических контактов России. Однако он не помешал процессу российско-грузинского политического урегулирования. В частности, один из форматов двустороннего диалога стала линия Карасин-Абашидзе. С чем связана такая в целом благожелательная позиция грузинских властей в такой непростой внешнеполитической обстановке?
Грузинская сторона старается пока не использовать такие термины, как "урегулирование" отношений, "благожелательный подход", так как все это пока не соответствует реальности. Когда страны не имеют межгосударственных отношений, дипломатических связей, говорить об урегулировании отношений не приходится. Речь идет о попытках выхода из тупикового положения. Когда мы говорим о тупике, подразумевается, что признав в 2008 году Абхазию и Цхинвальский регион (Южную Осетию) независимыми государствами, Россия создала заколдованный круг в правовом смысле, откуда никто не знает, как выйти. Россия обратно забрать свое решение не собирается, а Грузия с этим смириться никогда не сможет. Пока выхода из этого тупика не видно. В этой ситуации говорить о восстановлении дипотношений не приходится. Поэтому, к сожалению, мы используем другие термины для описания сегодняшнего состояния дел в наших взаимоотношениях. Вместе с тем следует помнить, что в Грузии действует Закон об оккупированных территориях.
Россия и Грузия восстановили элементарный минимум, который должен существовать между соседними государствами, какими бы отношения не были. Трудно назвать страну, с которой Россия не имела бы в той или иной форме коммуникации, диалога или взаимодействия, тем более, когда речь идет о соседних государствах. Несмотря на известные огромные сложности, Украина имеет торговые связи с Россией, не прерваны дипотношения, из Киева в Москву летают регулярные рейсы. Данный минимум Грузия себе тоже позволила.
Касательно ситуации в Украине, Грузия однозначно поддерживает территориальную целостность и суверенитет Украины и старается оказать посильную помощь близкому нам народу.
Изменил ли украинский кризис восприятие южноосетинского и абхазского вопросов в Грузии?
У кого-то изменил, у кого-то укрепил ранее сложившееся видение. В общем, драматические события, которые развернулись в Украине, напоминают нам то, что происходило в 2008 году и ранее, в 1990-ые годы, в Грузии.
В начале лета 2015 года власти Грузии задержали двоюродного брата одного из лидеров "Исламского государства" в ходе спецоперации в Панкисском ущелье. Как известно, политический ислам — общая угроза как для России, так и для Грузии. Не планируется ли сотрудничество российских и грузинских спецслужб для совместной борьбы с данной проблемой?
Когда на горизонте такая огромная угроза, сам Бог велел думать об общих для всего цивилизованного мира усилиях против международного терроризма. В этом плане мы имеем и международные обязательства как члены ООН. Грузия активно участвует в миротворческих операциях в Афганистане, а также в Центральной Африканской республике под эгидой Евросоюза, то есть опыт у грузинских военных хороший. Во время сочинских Олимпийских игр с грузинской стороны были приняты некоторые меры для ужесточения мер безопасности. Это касалось и большего контроля на грузинской территории, и других дополнительных мер. Лично мое мнение таково: чтобы в той или иной форме налаживать сотрудничество в данном направлении, должен быть уровень доверия, а также необходимо иметь общую тенденцию решения основных проблем во взаимоотношениях.
Как Вы оцениваете роль публичной дипломатии в российско-грузинских взаимоотношениях? Имеет ли смысл укреплять и развивать российско-грузинские связи в неправительственном секторе?
Данные связи всегда осуществлялись. Не будучи чиновником, я тоже участвовал в разных встречах. В настоящее время они регулярно проходят, несколько недель назад я участвовал в двух семинарах. Грузинские и российские эксперты встречаются, организуют мероприятия при поддержке международных фондов.
Необходимо, чтобы эксперты и специалисты генерировали новые идеи, исключая излишнюю политизацию. Необходимо честное, профессиональное взаимодействие неправительственного сектора.
Можно ли ожидать изменения внешнеполитического курса Тбилиси после того, как нормализация двусторонних отношений с Россией не принесла желаемых результатов?
Об изменении европейского внешнеполитического курса Грузии речи быть не может, так как этот курс избран народом Грузии.
У нас есть четкое понимание того, что мы должны делать в вопросах внешней политики. Вместе с тем вывести из тупика взаимоотношения с Россией — предвыборное обещание коалиции "Грузинская мечта". Мы и стараемся это делать. Но улучшать отношения — это двустороннее движение.
[1] Установление заграждения (колючая проволоку и заборы) на "границе" между Цхинвльским регионом (Южной Осетией) и Грузией