МОСКВА, 2 окт — РИА Новости. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров рассказал журналистам в ООН о том, кого атакуют российские военно-космические силы в Сирии и как в свете договоренностей президентов США и РФ идет сотрудничество в борьбе с террористами, кому Россия поставляет оружие и каковы перспективы решения палестино-израильского вопроса.
На пресс-конференции, которая длилась чуть больше часа, министр ответил почти на два десятка вопросов, большая часть которых касалась операции РФ в Сирии и в целом развития ситуации в ближневосточном регионе.
Журналисты, большую часть которых составляли иностранные корреспонденты, не спросили Лаврова ни о ситуации в Донбассе, ни о предстоящем "нормандском саммите" по урегулированию на Украине. На единственный вопрос одного из корреспондентов, не связана ли операция РФ в Сирии с попыткой отвлечь внимание от украинского кризиса, Лавров ответил, что такое толкование происходящего "абсолютно абсурдно".
КОГО БОМБИТ РФ
Говоря о ситуации в Сирии, обсуждение которой велось на протяжении всей недели высокого уровня в ООН, Лавров обратил внимание, что многие страны с интересом и позитивно восприняли инициативу президента РФ Владимира Путина о создании широкого антитеррористического фронта.
Не оставил российский министр без внимания и вопрос, который явно назревает у западных партнеров, а именно — кого считать террористами. Так, американский сенатор Джон Маккейн в четверг заявил, что самолеты России атаковали подразделения "Свободной сирийской армии", бойцов которой готовило ЦРУ США.
Лавров в ответ на сообщения СМИ, что РФ якобы наносит удары не по позициям ИГ отметил, что первостепенная задача российской операции в Сирии – это борьба с терроризмом.
"Мы не поддерживаем стороны, которые борются со своим собственным народом, мы боремся против террористов. Насколько я понимаю, коалиция объявила своим противником ИГ и другие террористические группировки. То же самое делает и российская сторона. То же, что и коалиция", — сказал он.
Отвечая на уточняющий вопрос о том, кем Россия считает "Свободную сирийскую армию" Лавров сказал, что их Москва не считает террористической группировкой.
"Мы считаем, что сирийская освободительная армия должна быть частью политического процесса. Это необходимо для того, чтобы обеспечить устойчивый переговорный процесс политического урегулирования", — уточнил он, напомнив всем, что Россия считает террористами те группировки, которые были признаны таковыми Советом Безопасности ООН и Российской Федерацией, имея ввиду "Джебхат-ан-Нусра" и "Исламское государство".
Накануне Лавров призвал СБ ООН признать "Исламское государство" отдельной террористической группировкой, которую США считают частью "Аль-Каиды".
Лавров подчеркнул, что целями российской авиации в Сирии являются склады с оружием и горюче-смазочными материалами (ГСМ), которые находятся в распоряжении ИГ. И Россия поставляет оружие курдским ополченцам, которые, как неоднократно заявляли в Москве, являются одними из немногих, кто воюет с террористами на земле.
"Мы поставляем оружие курдам через иракское правительство, и в информцентре, созданном в Багдаде, куда входят представители военных Ирака, Сирии, Ирана, России, курды также там представлены", — сказал российский министр.
КОАЛИЦИЯ С США
По словам Лаврова, Москва верит в возможность коллективных действий с Вашингтоном в свете борьбы с терроризмом. Россия, сказал министр, понимает необходимость сотрудничать с коалицией, которую возглавляют США, но не может присоединится к ней, потому что союзники действуют без мандата ООН.
"Мы понимаем, что нужно избегать любого непонимания, это минимум. Как максимум, мы хотели бы, чтобы борьба с терроризмом продолжалась более эффективно, — сказал Лавров. — Мы верим в коллективные действия, в работу, которая опирается на международное право, на достигнутые соглашения, соглашения, которые не нарушаются. Мы верим в необходимость того, чтобы серьезные страны соблюдали легитимные интересы других".
Министр признал, что несмотря на взаимопонимание между президентами Путиным и Обамой, оно каким-то образом не приводит к сотрудничеству по Сирии. При этом Лавров подчеркнул, что не согласен с оценкой министра обороны США Эштона Картера, который считает, что РФ "подливает масла в огонь" кризиса в Сирии, потому что России со своей стороны "известно о многих точках напряженности, в которых только "подливали масла в огонь".
"Когда встречались президент Путин и президент Обама, уверяю вас — атмосфера была очень конструктивная и очень дружественная. Они обсуждали разные вопросы очень открыто. Они понимают друг друга. По каким-то вопросам, я полагаю, они полностью понимают друг друга. Но каким-то образом это полное взаимопонимание не приводит к полному сотрудничеству и совместным действиям по Сирии", — сказал министр.
ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ
Комментируя сообщения о том, что правительство Ирака приветствовало бы российскую военную операцию в стране подобную той, что ведется в Сирии, Лавров заметил, что Россия, как страна с вежливыми людьми, не планирует расширять авиаудары на территорию Ирака, потому что Москву туда не приглашали. В целом министр отметил, что российские воздушные атаки не выйдут за пределы контролируемой ИГ территории.
"Нет, мы не планируем расширять наши авиаудары на Ирак, мы не были приглашены, нас не запрашивали, и мы, как вы знаете, вежливые люди, мы не придем, если нас не пригласят», — сказал Лавров.
"Наши авиаудары не пойдут за пределы ИГИЛ, "ан-Нусра" и других террористических групп, которые признаны Советом безопасности ООН или российским законодательством", — сказал он.
Директор департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Илья Рогачев сообщил, что если иракские власти обратятся к России с просьбой о проведении операции ВВС РФ против радикальной группировки "Исламское государство" на территории Ирака, Москва оценит политическую и военную целесообразность осуществления подобных мер.
ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ ВОПРОС
Немало времени министр уделил и общению с журналистами по проблеме палестино-израильского урегулирования. Накануне "на полях" Генассамблеи ООН прошло заседание ближневосточного "квартета". Движение вперед в палестино-израильском урегулировании, по мнению Лаврова, пока невозможно.
"Квартет ("ближневосточный квартет" — ЕС, Россия, США, ООН) не молчит. На вчерашнем заседании квартет принял все необходимые документы… Однако квартет, к сожалению, сейчас может только говорить. Он не молчит, однако он не делает больше… Мы пока не смогли продвинуться вперед", — заявил Лавров. При этом он отметил, что на встрече было принято решение активизировать усилия.
"Сейчас квартет возобновил свою работу, и сейчас мы решили усилить взаимодействие с Лигой арабских государств", — отметил глава МИД РФ. По его словам, никакого недопонимания у Палестины в отношении российской позиции по ближневосточному урегулированию нет, заявил Лавров.
"Во-первых, президент (РФ Владимир) Путин 21 сентября встречался с (палестинским лидером) Махмудом Аббасом в Москве, они встречаются на регулярной основе, я думаю, несколько раз в год, иногда они общаются по телефону. Никакого недопонимания со стороны наших палестинских друзей в отношении российской позиции нет", — глава МИД РФ.
МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС
Лавров выразил надежду, что Совет Безопасности ООН сможет скоро принять резолюцию по ситуации с беженцами в Европе.
"По инициативе стран Евросоюза рассматривается проект резолюции, который позволит принять первые меры по нейтрализации этих угроз и рисков, этого вызова серьезнейшего. Мы удовлетворены тем, что проект резолюции сейчас, в нынешнем виде, после многих переговорных раундов приобрел правильный, на наш взгляд, вид", — сказал он.
"Надеюсь, что и остальные члены Совета Безопасности, у которых остаются по другим разделам этого документа вопросы, смогут их с соавторами согласовать, и мы эту резолюцию примем в обозримом будущем", — отметил министр.
С начала 2015 года на территорию Евросоюза прибыли около 500 тысяч мигрантов, каждый день их ряды пополняются тысячами вновь прибывших. Еврокомиссия заявила, что нынешний миграционный кризис в мире является крупнейшим со времен Второй мировой войны.