В конце января, в день рождения именитого режиссера, открылась его "звезда". Сам же Эльдар Николаевич признается, что уже около десяти лет от нее отказывался: "Есть "звезда" моей матери – единственной из ушедших именитых деятелей искусства. Считаю, что перед Театром Руставели должны быть "звезды" Акакия Хорава, Акакия Васадзе… Перед Театром Марджанишвили – "звезды" Верико Анджапаридзе, Георгия Шавгулидзе, Васо Годзиашвили, Сесилии Такаишвили… За рубежом тоже есть такая практика – к примеру, в Вене. Словом, меня очень волнует этот вопрос, и я думаю, что общество само должно проявлять в этом плане большую активность!"
- О творческой династии Вашей семьи мы, вроде бы, все знаем – и о Вашем отце, Николае Шенгелая, и о матери – известной актрисе Нате Вачнадзе, Ваш брат Георгий — тоже режиссер…
— Георгий, который на 4 года младше меня, сначала же решил стать режиссером, а я хотел быть лесничим. Ездил в Бакуриани, много "общался" с лесом. Окончил школу и поступил на гидротехнический факультет, где проучился полгода и понял, что это дело – не мое. Тянуло в режиссуру… Мама была этим очень огорчена. Потому что в тот период фильмы почти не снимали, и она беспокоилась, что я могу остаться безработным. Был 1950 год, и мне — 19…
- То, что Вы были сыном известных в творческих кругах людей, Вам помогало или мешало?
— Знаете, это – большая ответственность. Я всегда думаю о том, чтобы не опозорить имена отца и матери. У меня ритуал: перед началом съемок очередного фильма я хожу на могилу родителей, чтобы как бы получить от них благословение. А потом уже приступаю к работе…
- На днях я (в который раз!) с удовольствием посмотрела Вашу "Необыкновенную выставку". Тонкий юмор и в то же время критика – такая редкость!
— Это не только я, но вместе со мной и мои коллеги выбрали такую форму — иносказательную! Говорить прямо было нельзя, да и неправильно. Иносказательность — гораздо глубже и живет несравненно дольше. Вместе с тем, у нас она включает критику не только советского строя, но и любого другого. То есть ей под силу отражать проблемы глобальные, практически общечеловеческие. Когда были закончены "Голубые горы", меня отправили в Индию, на фестиваль в Дели. После просмотра фильма состоялась пресс-конференция, и там сказали, что этот фильм – про Индию. Оказалось, что и у них в стране те же проблемы… Немного позднее с "Голубыми горами" я побывал на Венском фестивале ("Вениале"). Так вот, меня вывели на улицу и показали большое здание, сказав, что "если туда обратиться с письмом, то на ответ и рассчитывать не стоит". Словом, это проблема общая, она есть и будет. Да, и в сегодняшней Грузии разве нет бюрократии?
- Даже представить было трудно, что Вы пойдете в политику… Что обусловило этот шаг?
— Обусловило 9 апреля 1989 года. Я почувствовал ответственность перед людьми… Сначала о политике и не думал, только хотел добиться правды… Документальные кадры, которые мы получили от Гоги Хаиндрава, рядовых граждан, снимавших на камеру события той трагической ночи, сотрудников КГБ, чьих имен я до сих пор не знаю, монтировались у меня дома, а затем были переданы Горбачеву… Заключение комиссии, возглавляемой Собчаком, стало своего рода нашей победой…
В тот период я был очень активен, и поэтому сами люди потребовали, чтобы я представил свою кандидатуру в Верховный Совет… Потом была тбилисская война, всеобщее разрушение… Потом я стал депутатом парламента.
- Вы сказали об ответственности. Но Ваше творчество…
— Снимать было невозможно – электричества не было! А какие съемки без него? Мой последний фильм – "Экспресс-информация" я снял с такими муками!.. Находился то в парламенте, то еще где-то… Свет то был, то его не было!.. В общем, страшно замучились!
- Какой из своих фильмов Вы бы выделили особо?
— Каждый фильм – мое дитя. "Белый караван", который я снял вместе с Тамазом Мелиава, "Чудаки", "Необыкновенная выставка", "Мачеха Саманишвили"… "Голубые горы" — все мои дети…
- В "Необыкновенной выставке" главный герой – творческий человек, скульптор Агули Эристави, который так и не состоялся… Думаю, сегодня в Грузии стоит та же проблема: множество творческих людей ради куска хлеба занимаются совершенно посторонним делом…
— Этим фильмом я и Резо Габриадзе хотели сказать, что наше поколение не могло полностью себя реализовать, потому что была цензура. Мне "запороли" почти десять сценариев, то есть, я мог снять десять фильмов… В таком же положении были почти все мои коллеги. Но был один момент: если сценарий утверждали, то проблема денег не стояла. Сегодня грузинское кино, мягко говоря, в неблагополучном положении, потому что у Киноцентра очень скудное финансирование.
- Вы сказали, что форма выражения была иносказательной, но такой юмор…
— Этот юмор как раз и был прикрытием для того, чтобы цензура не поняла, что к чему!..
- Вы как-то рассказывали, что на съемках случалось необъяснимое благоприятное стечение обстоятельств… Верите в мистическую силу?
— Трудно сказать… Знаете, режиссер должен выкладываться до конца. Я не принадлежу к числу тех режиссеров, которые сидят и приказывают, кому что и как нужно делать. Во время работы помогаю всем, включая осветителей … Иногда, когда водитель бывал нетрезв, я садился за руль… Когда ты сам так работаешь, группа объединяется, и результаты бывают хорошие…
- А как Вы работали с актерами – ведь у Вас снимались и профессионалы, и непрофессионалы?
— Никакого пресса! Актер — твой партнер, его нужно любить, давать свободу. К примеру, в "Голубых горах" с Темико Чиргадзе я практически не работал, не проводил репетиции. Он был настолько талантливым, что мы лишь по разу "пробегали" эпизод и уже снимали…
- Вы говорите о "Голубых горах"… В этом фильме и в других также есть комедийные эпизоды. Как Вы над ними работали?
— Комедию следует ставить серьезно. Это зритель смеется, но ты должен играть и все делать серьезно…
- Если войти на YouTube, прочитать комментарии к Вашим фильмам, то бросается в глаза, как часто люди пишут фразами Ваших героев. И в социальной сети очень часто публикуются эпизоды…
— Я хочу на Черепашье озеро – тренироваться… Люди там меня встречают фразами: "До войны я был танкистом", "Любовь – вертикальная" и т.д. Конечно же, меня очень радует, что эти фразы из моих фильмов так популярны в народе…
- У вас есть мечты?
— (Смеется) Есть одна: хочу снять фильм. У меня новый сценарий, но денег пока не дают. Надеюсь, что после "звезды" – дадут…
- Что бы Вы как режиссер и политик пожелали Грузии?
— Правительству следует обратить серьезное внимание на культуру и науку. Во времена Советского Союза Грузия в этом плане выделялась особо. Наша страна известна не нефтью, не углем, не золотом, она была прославлена своей культурой…