Бретонец по происхождению (не путать с британцем!), Винсент Деланоэ является членом Правительства и, говоря нашим языком, губернатором одного из краев Франции. В его жизни Грузия и грузины появились в полной мере после того, как он женился на грузинке Нане Хачидзе. Родившийся в традиционной французской семье, очень образованный, он искренне полюбил и оценил наши традиции и культуру. Сегодня изучает грузинский язык и очень гордится тем, что является грузинским зятем.
- Мсье Винсент, вы помните свою первую встречу с Грузией?
— Для начала скажу, что я родился в Бретани, которая раньше была французским королевством. Поэтому она, как и Грузия, сохранила традиции и язык. В 2010 году я решил провести отпуск подальше от Франции и для путешествия выбрал Грузию. К сожалению, французы в связи с Грузией знают лишь о Сталине и Тбилиси, являющемся побратимом города Нант (где я, кстати, окончил университет). Приехав сюда, я обнаружил прекрасную страну и народ с древнейшей культурой. Однако увидел и обратную сторону медали… Меня просто поразили ваши дороги! Представьте себе, что из-за таких неустроенных дорог французы устроили бы революцию. Помню также, что, увидев, как у вас на каждом шагу продаются овощи и фрукты, подумал: видимо, Грузия – богатая страна. Однако, обратив внимание на то, что у прилавков стояли лишь престарелые женщины и дети, понял ошибочность моего первого впечатления. Между тем, у Грузии есть все для того, чтобы быть успешной и богатой страной.
- Можно сказать, что Грузию и грузин вы знаете не издалека. Что вам нравится, а что – нет?
— Да, с вашей страной сегодня я уже хорошо знаком. В один прекрасный день в лице Наны в моей жизни появилась грузинская любовь. Поначалу я увидел ее фото в интернете и заинтересовался… Целый год мы переписывались по интернету. А в 2012 году решили пожениться, но до того я принял Православие. Что касается вашего вопроса, то в Грузии мне нравятся отношения, дружба и культура застолья, с которыми я познакомился благодаря моей супруге и ее друзьям. У Наны очень хороший круг друзей, они часто собираются, и у меня возникло желание пообщаться с ними непосредственно, узнать об их воззрениях, и для этого я начал изучать грузинский. Сейчас я уже понимаю речь, мне даже удается писать и разговаривать. Когда я приезжаю сюда летом, мы часто отправляемся за город и осматриваем памятники культуры и истории. Очень нравится природа грузин, уважаю ваши традиции, которые отличают Грузию от других стран.
- Естественно, вы отмечаете и то, что в Грузии и грузинах вам не нравится…
— Надеюсь, вы не обидитесь, если я по-дружески замечу, что нередко грузины, будучи за рулем, нарушают правила дорожного движения, не уступают дорогу пожилым людям. Я обратил внимание еще на одно: вы, грузины, замкнуты лишь в собственном кругу, вам нужно объединиться, и тогда враг вас не одолеет, да и жить вы будете лучше… Тбилиси – древний город, и у него есть собственное архитектурное лицо. Но новые здания и постройки зачастую выпадают из архитектурного стиля города и, можно сказать, из его контекста. Видимо, их строили без учета среды и ландшафта, хотя, возможно, то или иное здание, с архитектурной точки зрения является даже интересным. В качестве образца можно привести здание Дома юстиции, которое вы называете "грибочками", и казино, что рядом с Патриархией.
- Вы являетесь членом Правительства Франции и руководителем 27-ой коммуны, что у нас равноценно статусу губернатора. Что вы можете сказать о своих грузинских коллегах — чиновниках?
— На мой взгляд, грузинские чиновники стоят далеко от народа, с которым, по моему мнению, у них должна быть более тесная связь. В моей стране все граждане могут письменно обратиться к президенту или какому-то должностному лицу, и это письмо обязательно дойдет до адресата! Скажу больше – это письмо никто не оставит без ответа. Я поступаю так же, поскольку нам официально вменяется, чтобы на такие письма мы непременно ответили в течение двух месяцев. Еще меня удивляет, что ваши должностные лица перемещаются на очень дорогих автомобилях. Французы в этом плане скромнее…
- Насколько я знаю, у вас очень интересные увлечения – вы собираете коллекцию оружия и фотоаппаратов…
— Да, и в моей коллекции 300 фотоаппаратов, которые я собираю уже 20 лет. Есть и коллекция фотографий, сделанных в девятнадцатом веке. У моего деда был фотоаппарат, выпущенный до Первой мировой войны, отец продолжил традицию дедушки и увез этот аппарат в Марокко. В Касабланке он жил до конца 40-ых годов, и его соседом был известный боксер, муж Эдит Пиаф — Марсель Сердан.
Самое уникальное в моей коллекции — выпущенная в 1986 году первая цифровая камера № 71. Есть в моей семье и историческая книга, весящая 12 килограммов, с подписями известных французских генералов. Вообще, люблю старинные вещи и, приезжая в Грузию, обязательно иду на Сухой мост, где много уникальных предметов. За каждым из них – интересная история и событие, человеческая судьба…