ТБИЛИСИ, 23 фев — Sputnik. Проезжая зимой по Военно-Грузинской дороге, нередко можно встретить стоящие на обочине вдоль трассы длинные вереницы грузовых машин, направляющихся к грузино-российской границе. Кажется, что лента из грузовиков уходит до горизонта вместе с дорогой. Вдоль трейлеров скучая, прогуливаются водители. Но как выяснилось, очереди возникают не только из-за плохой погоды. Даже при ярком солнце и отсутствии снега на дороге движение по трассе может быть ограничено.
Бесснежная зима
В этом году во второй половине февраля в горах, через которые проходит Военно-Грузинская дорога, не так много снега. Следуя из Тбилиси, надо доехать почти до Гудаури, чтобы ощутить зиму и увидеть заснеженные склоны гор. И даже там сквозь белый покров местами уже виднеется земля. Стоит без дела, словно ожидая своего часа, снегоуборочная техника. Водители время от времени разогревают ее, держа в состоянии готовности. Дороги чистые, вплоть до самой границы.
Синоптики говорят, большой снег тут еще выпадет – его ждут в конце февраля и в марте. Впрочем, уже сейчас в горах днем нередко собираются тучи и начинают сыпаться мелкие снежинки. Словно напоминая, что зима еще вернется. Тем временем водителям все равно приходится быть осторожными — в горах туман, за окнами машин мороз. Минусовые температуры особенно чувствуются с заходом солнца, и на трассе нередко встречаются обледеневшие участки.
Проезжая Гудаури – известный зимний грузинский курорт, становится понятно, почему многие туристы, любители экстремальных видов спорта, на машинах выезжают дальше в сторону грузино-российской границы. Видимо, в Гудаури им уже не хватает снега и острых ощущений. И дальше, забравшись повыше в горы, они на свой страх и риск покоряют заснеженные склоны, самостоятельно взбираясь на них и затем скатываясь прямо к дороге, опоясывающей цепочку горных вершин. С одной стороны развлечение, а с другой — так они подвергают опасности не только себя, но и водителей. Так как в случае наезда на человека, в Грузии всегда признают виновным того, кто управлял машиной.
"Непредсказуемая, как грузинский характер"
Арсений Дьяконов — один из многих российских дальнобойщиков, которому несколько раз за месяц приходится пересекать грузино-российскую границу, доставляя по Военно-Грузинской дороге различные товары в Грузию, Армению и другие страны.
Выяснилось, что Арсений родом из Северной Осетии. За его плечами — не один десяток лет работы дальнобойщиком. Грузию он уже знает довольно хорошо. И по его же словам, "Военно-Грузинская дорога – это как непредсказуемый грузинский характер". Что имел в виду Арсений, выясняется дальше, когда он начинает делиться своими впечатлениями о резкой смене погоды в грузинских горах.
"Погода тут непредсказуемая – едешь, и неожиданно все может поменяться. Так прошлой весной я на целую неделю застрял в Казбеги (Степанцминда). Со мной тогда были и другие ребята, и мы помогали друг другу так же, как и местные жители", — рассказал Арсений, в то же время с теплотой вспоминая внимание проживающих тут грузин. Сейчас по его словам, особых проблем на территории Грузии пока не было, большое количество машин скапливается с российской стороны границы.
Тоннели – вот в чем проблема
Следуя по полностью расчищенной от снега дороге в сторону Крестового перевала, неожиданно встречаем колонну легковых машин, путь которым перекрыла полиция. Ждем в очереди почти полтора часа. Полицейские объясняют, что дальше по трассе скопились около сорока трейлеров, следующих из России, и необходимо их пропустить. Оказывается, через несколько объездных лавинозащитных тоннелей, действующих в зимнее время между Гудаури и Коби, крупные грузовые машины могут проезжать только в одну сторону.
Позже, уже на таможенно-пропускном пункте "Дариали" его сотрудники рассказывают, что после непогоды в начале февраля на границе действительно скопилось много машин. В последние дни они пропускали через границу до 300 трейлеров в каждом из направлений.
Как контролируется ситуация с российской стороны, мы увидеть не смогли, но за порядком на дороге на территории Грузии следила патрульная полиция, регулируя поток грузовиков так, чтобы не возникло заторов и движение не было заблокировано.
Опасная зона
В нескольких километрах от границы нас встречает огромный яркий желтый баннер с надписью "Опасная зона – 1500 метров". Хотя снега тут нет вообще, водителям приходится передвигаться с осторожностью по разрушенной местами дороге.
В мае и августе 2014 года тут сошли с гор селевые потоки, образовав в ущелье завалы из камней и почвы, воды Терека затопили значительную часть территории. Тогда движение по дороге, разрушенной в результате стихийного бедствия, перекрывалось на несколько недель.
Восстановительные работы на территории, пострадавшей от селя, ведутся и по сей день. Неподалеку от ТПП "Дариали" строится новая парковка для трейлеров и административные здания.
В то же время таможенно-пропускной пункт с грузинской стороны сегодня работает с полной нагрузкой. Здесь действует принцип "одного окна", на оформление каждой машины уходит максимум 15 минут.
Что надо знать туристам
В дороге нас просит подвезти до Степанцминда турист из Канады Оливер Ниаковски со своей попутчицей – любительницей горнолыжного спорта из Ирана. Он делится своими впечатлениями о Грузии и дает несколько полезных советов тем, кто приедет в нашу страну зимой и отправится в горы.
"Надо брать с собой теплую одежду, еду, фонарик, батарейки, топор и два литра воды. Почему два литра воды? Когда человек поднимается высоко в горы, его желудок сужается, но ему нужно пить. Максимальное количество воды, которое он в этом состоянии может принять – два литра. Больше нельзя", — поделился своим опытом Оливер.
Тем, кто следует в горы на машине, надо следить за уровнем топлива. Бензозаправочные станции есть только в поселках Гудаури и в Степанцминда, а между этими населенными пунктами – 32 километра. Также обязательны зимние шины, и неплохо возить с собой цепи. Иногда наличие цепей становится обязательным условием для пересечения заснеженных участков дороги, где во время сильных осадков сразу вводятся ограничения.
Водители-дальнобойщики советуют тем, кто занимается перевозкой грузов по Военно-Грузинской дороге, всегда иметь с собой недельный запас пищи и теплую одежду.
Застряв на неделю на дороге — как Арсений Дьяконов, а то и больше, спать водителю скорее всего, придется в своей машине. Гостиницы поблизости скорее всего, может и не оказаться, хотя вдоль дороги до границы с Россией нередко встречаются небольшие отели. Стоимость проживания в сутки там начинается от 50 лари. А самые дорогие комнаты отдыха и гостиницы расположены в Гудаури.