Быть красивой – это не мода, а право каждой женщины. Так считает мэтр грузинской пластической хирургии, знаменитый Ива Кузанов. Звания и награды этого корифея эстетической и реконструктивной хирургии не перечесть. Высок его авторитет и за пределами Грузии. Выучившись на микрохирурга в Москве, Кузанов один из первых на родине начал выполнять сложнейшие хирургические операции.
- Здравствуйте! И сразу злободневный вопрос — какие носы сейчас в моде в Грузии?
— Знаете, в последнее время такая тенденция пошла, что на Кавказе, даже в Италии, во Франции (ну, где есть большие носы!), все хотят европейские носы.
- Это какие?
— То есть ровные, немножко вздёрнутые, тоненькие.
- А правда, что у вас есть своей почерк? Говорят, что "кузановские" носы легко узнаваемы.
— Я не думаю, что это так. Наши носы можно было отличить, когда мы только начинали всем этим заниматься. Тогда они были, в действительности, похожи. Сейчас это не так! Потому что тренд нашей клиники – это чтобы нос подходил к лицу и не заметно было бы, что это оперированный нос. Ведь каждому лицу нужен свой нос, а не шаблонный. Когда ко мне приходят пациенты и говорят: "Посмотрите, у нас есть несколько фотографий – вот такие носы мы хотим". Но, как правило, это все делается так: мы вместе садимся у дисплея и в фотошопе моделируем нос…
- И выходит точно такой, как в фотошопе?
— В фотошопе мы выбираем концепцию носа: какой нос к лицу подходит, нравится ли он пациентке. И потом стараемся сделать такой нос.
- Как вы считаете, оперированный нос всегда можно отличить?
— Нет. Наши носы вы можете не узнать. Иногда я сам, когда ко мне приходят пациенты, которых я оперировал 2-3 года назад, задаюсь вопросом: зачем они пришли, чего хотят? И потом они мне уже говорят, что оперировали у нас нос.
- Вы правда думаете, что новый красивый нос может решить старые проблемы и комплексы?
— Не то, что думаю, я уверен в этом! Люди поэтому и идут на операции, чтобы снять с себя комплекс. Ну вот представьте: огромный горбатый нос – на девушке. Маленькая, худенькая девушка и вдруг такой нос. Ну не комплекс?! Конечно, она комплексует. Если это сильный характер, она не покажет, разумеется. Но дома, у себя, она закомплексована и страдает из-за того, что у нее такой нос.
- Но ведь иногда к вам приходят девушки и с абсолютно нормальным носом…
— Да, приходят.
- Вы кому-то отказывается в операции?
— Во многих случаях мы отказываем.
- Но в это трудно поверить!
— Почему трудно поверить? Сегодня у меня прием. Если хотите-посидите часа два-три. Наверное, человек 10-15 будет. И посмотрите, кому из них мы откажем, а кому — нет.
Но с отказами или без — пластическая хирургия переживает в Грузии свои пиковые времена. По словам профессора Кузанова, топ-5 самых популярных хирургических операций в Грузии выглядит так: на первом месте стоит ринопластика, на втором – липосакция, далее следует увеличение груди, пластика живота и, наконец, бодилифтинг (это комплексный метод по хирургической коррекции фигуры).
- А губы? Сейчас, как известно, мода на так называеемые "утиные губы". Как вы на это смотрите?
— Вот как раз я – противник этих "утиных губ". Потому что все это делается филлерами.
- Но ведь ваша клиника подобные процедуры осуществляет?
— У нас в клинике филлерами делают. Но лично я филлеры не употребляю. Если я делаю губы, то только из своей же ткани. Это делается хирургически. И получается очень естественно, мягко и на всю жизнь.
- И откуда берется эта своя ткань?
— Эта ткань берется с паховой области кожи и подкожной клетчатки. Снаружи никаких разрезов. Это своя ткань, она не изменяется, прирастает и не отторгается.
- Пациентки на такое часто идут?
— Да. У нас, знаете, какой подход. Когда пациентка приходит к нам, к примеру, с желанием сделать нос, бывает, мы видим, что кроме носа, ей надо подкорректировать подбородок или увеличить верхнюю губу. И, если пациентке нравится показанная ей в фотошопе концепция лица, и она согласна – то все эти три операции мы выполняем вместе.
- Насколько нам известно, много пациенток приезжает к вам из-за рубежа. И, кроме вашего профессионализма, причиной тому являются низкие цены. Почему?
— Потому что нельзя делать одни цены для внутреннего рынка, то есть для наших пациентов, и другие — для приезжих. Это некрасиво! А наша публика не способна оплачивать такие цены, как, скажем в России.
- Ну а технологии?
— Одинаковые. Абсолютно.
- То есть по уровню качества в той же ринопластике между Грузией и другими странами различий нет?
— Знаете, все зависит от хирурга. Есть хорошие, добросовестные хирурги, которые знают свое дело. А есть очень многие, которые не умеют и делают. И потом от таких врачей пациенты приезжают к нам, и нам приходится переделывать их носы.
- А "свои" носы вам приходилось переделывать?
— Да. Вот вчера я оперировал больную, которую я оперировал год тому назад. У нее развился фиброз – это, знаете, такая грубая, соединительная ткань. У нас есть фотографии носа, который пациентка получила после первой операции. Мы фотографируем сразу после операции, через три, шесть месяцев и год. И вообще сравнить было невозможно! Там вздернутый, хороший такой носик. А пришла – как картошка! Вот пришлось ее заново оперировать, убирать весь этот фиброз. И специальное лечение начнется прямо с первого дня, чтобы фиброз не развился повторно.
- Перед операцией вы подписываете с пациентами какие-то договоры?
— Обязательно! Это договор между клиникой и пациентом. В этом документе описано абсолютно все: все возможные осложнения, вплоть до смерти. Мы ничего не скрываем, наоборот: даже пугаем этим договором. Но пациенты подписывают его и идут на операции.
- Есть какие-то ограничения людей для ринопластики?
— Для выполнения эстетической ринопластики – это, как правило, от 17-ти лет и хоть до ста.
- Почему от 17-ти?
— Потому что у пациента, будь то женщина или мужчина, особенно кости черепа растут до 17 лет. Увеличиваются, меняется форма. Вот, вы, наверное, заметили, что у всех детей, даже у родителей с большими носами, до 5-6 лет – маленькие красивые носики.
- Потом начинается да?
— И потом начинается, с 12 до 16 лет – вырастают носы.
- Кому эти операции противопоказаны?
— Пациентам с тяжелыми соматическими заболеваниями, с непереносимостью наркоза или тяжелым пороком сердца.
- То есть те, которые не смогут перенести операцию?
— Да.
- У вас встречались такие случаи?
— Нет. У нас не встречались. Это бывает редко. Возраст или перенесенные какие-то операции – это не противопоказания. У нас была пациентка из США, которая за два месяца до приезда сделала резекцию желудка в связи со злокачественным образованием. А приехала в 70 лет и сделала весь фейслифтинг и нос. И до сих пор жива. Хотя прошло уже десять лет.
В 1996 году Ива Кузанов совершил прорыв в истории хирургии не только Грузии, но и мира. Доктор блестяще провел сложнейшую операцию по формированию мужского полового члена – из пальца пациента. Операция прошла с использованием третьего пальца недоминантной кисти. Под руководством Кузанова также была выполнена первая реплантация ампутированного пальца в Грузии и первая в Советском Союзе реплантация ампутированной кисти ребенку четырех лет.
- Вы как-то говорили, что самая сложная для вас операция – это операция по смене пола. Это так?
— Не для меня, а вообще в хирургии. Создание фалла – одна из сложнейших операций. Потому что она включает всё и выполняется, во-первых, только микрохирургически. Раньше она выполнялась Филатовским стеблем – но сейчас это все уже давно забыто, это все уже не то. Сейчас фалл должен быть окончен в одну операцию – он должен быть полноценным (т.е. пациент должен мочиться, как мужчина мочится, быть полноценным в половой жизни).
- И все же из чего вы делаете мужские половые органы?
— Ну есть разные операции. Но наши операции, которые мы предложили, выполнили и сейчас выполняем – это операция, состоящая из двух основных тканей: это какой-либо палец и кожный лоскут с руки. И вот в эту одну операцию пациент получает абсолютно полноценный фалл.
- Это уже проверенный метод?
— Да.
- У вас есть какая-либо статистика по операциям со сменой пола в Грузии?
— Начиная с 1996 года, всего мы выполнили около 6-7 таких операций. Хотя наблюдаются у нас около 14-ти больных. И это случаи по смене пола женщин в мужчину.
- Вы хотите сказать, что в Грузии больше стремятся изменить пол женщины, чем мужчины, так?
— Да. Почему-то в Грузии вот такая статистика. А в мире 50% на 50%.
- Как вы сами относитесь к трансексуализму?
— Трансексуализм — это врождённое заболевание. Другим мы операции не делаем. Такие больные у нас наблюдаются в течение года – у психиатра, сексопатолога, эндокринолога. И только после того, как эти трое врачей поставят диагноз независимо друг от друга, подтвердят, что это настоящий трансексуал – таким пациентам мы делаем операцию. А не по желанию.
- Но я знаю, что этот вопрос обязательно решается и на уровне министерства здравоохранения в Грузии. Во всех ли странах транссексуалы должны пройти такие долгие процедуры для смены пола?
— Нет. В Москве, по-моему, два года даже. В некоторых странах, может быть, и больше. Но есть страны, в которые вы можете приехать, сказать, что хотите сменить пол, и вас тут же положат на операционный стол и прооперируют. А в Грузии это решение занимает год. Вот на следующей неделе мы делаем такую операцию.
- Сколько она стоит?
— Она делается в два этапа. Первый этап – это удаление молочных желез, матки с яичниками. Это операция обходится около 6-7 тысяч лари. А второй этап – создание пениса. Он стоит от 15 до 20 тысяч лари.
- Подобные операции государством никак не финансируется?
— Нет. Абсолютно. Эти операции никто не спонсирует. Это только вот в последнее время в Америке страховые компании стали оплачивать такие операции.
Но высокие цены – не останавливают желающих совершенствовать свою внешность у хирурга Кузанова. Тем более при желании он может не только вернуть девушкам девственность, но и увеличить мужской половой член (особенно в случаях аномалий). Одним словом, Ива Кузанов — волшебник на все руки.
- Батоно Ива, какими качествами должен обладать хороший хирург?
— Хороший хирург должен быть честным, в первую очередь, трудолюбивым и профессионалом. Руки должны расти оттуда, откуда нужно! И, главное, в подборе формы лица или, когда делаешь подтяжку — иметь правильное видение! Вы, наверное, видели, как иногда после подтяжки рот до ушей, глаза где-то на лбу! Вот у настоящего хирурга такого не должно быть, он должен обладать чувством верного видения. Я, например, по образованию – сосудистый микрохирург. А микрохирург – это бог хирургии. Он может делать абсолютно все! Вот, когда мы выполняли реплантацию пальца, исправляли искорёженную руку или лицо, когда мы все это делали, мы поняли, что мы можем делать это красиво. И после этого родилась идея – стать и эстетическим хирургом.
- В чем, по-вашему, истинная красота женщины?
— Красота внутри женщины. Вот как вам объяснить… Ну вот такая зарубежная артистка, как Барбара Стреизанд – красивая женщина?
- Для меня да.
— Для меня – тоже. Потому что она излучает красоту.
- А Софи Лорен?
— Это тоже красивая женщина. Но это характерная, совершенно другая красота. А так по стандартам, как говорят, куколка — это Мэрилин Монро. Вот она просто красивая женщина — все у нее на своем месте. Но такие мне особенно не нравятся, мне нравятся характерные женщины.
- Вот вы в своей практике встречаете много женщин разных национальных. Какие, по-вашему, самые красивые?
— Я считаю, что это славянки, конечно.
- А как же красота грузинок?
— Вот, понимаете, если красивая грузинка – это красивая грузинка! Может быть, даже с носом с маленькой горбинкой, миндалевидными глазами – но она очень красивая. Но, к сожалению, в чем дело: в Грузии все время перемешивалась кровь — Турция, Иран и т.д. Только сейчас, в последнее время, у нас только стали проявляться грузинские гены. Появились красивые высокие девушки, с длинными ногами – такого в Грузии раньше не было!
- И все же, как вы думаете, вот эта повёрнутость на своей внешности женщин – не признак их несамодостаточности?
— Нет. Если это женщина – то ей должно быть очень даже важно, как она выглядит. Вот это не женщина, которая, говорит: "Ах, неважно что надеть! Я сейчас утром быстренько на работу соберусь и пойду!" Это уже не женщина. Женщина должна заботиться о себе. А мужчины что не должны заботиться о себе?!
- Мужчины — тоже частые ваши пациенты?
— В эстетической хирургии больше женщин, конечно, а в реконструктивной – мужчин. Они больше подвержены всяким травмам. Вот и приходится им то ноги пришивать, то еще что-то.
- Сколько операций в день вы делаете?
— В клинике всего делается около 6-7 операций в день. Нас три ведущих хирурга: я и два моих сына. Каждый — выполняем по 2-3 операции.
- Как отдыхают врачи-Кузановы?
— В субботу и воскресенье мы, как правило, едем на дачу, если плохая погода. А, если погода хорошая, садимся на джипы и ездим по горам.
- Кузановы и оффроуд…
— Да. Это, во-первых, природа. И потом, ты там занят дорогой: думаешь, как выбраться, как достичь высоты, как проехать через реку. Твои мозги только об этом и думают.
- На отдыхе вы, наверное, выключаете телефон?
— Всё, всё. Главное – мозги выключаются.
- И, напоследок, поделитесь формулой красоты от профессора Кузанова.
— Правильный образ жизни! Женщинам бы я посоветовал, чтобы они не курили. Потому что курение у мужчин, в первую очередь, поражает сосуды, легкие. У женщин тоже самое, но еще страдает и лицо. Курящую женщину тут же можно отличить.
- А спорт?
— Спорт, обязательно! А еще умеренное правильное питание. И где-то до 6 вечера, а потом – не надо! Организм должен отдыхать. А в большинстве случаев ведь как происходит: работают допоздна, приходят домой в 9-10 вечера, как следует наедаются. Потом не могут спать, ужасы беспокоят. А утром, проснувшись, не отдохнув, снова идут на работу. И так каждый день, вы представляете? Это ужас! Человек обязательно должен отдыхать.