- Можно ли считать "черным" пиаром видеоматериалы, отражающие личную жизнь политиков, и существует ли подобная практика в других странах мира?
— Практика использования личной жизни в политических целях существует не только в Грузии, но и во всем мире, и таких фактов немало. Я, работая в США, лично была свидетельницей подобного скандала во время избирательной кампании в 2008 году. Журналисты подкараулили у гостиницы одного из сенаторов из группы Барака Обамы и увидели, что он там встречался с женщиной (не с женой). В результате это прошло в прямом эфире в гораздо более некорректной форме, нежели было сделано недавно в Грузии. У нас солидарность журналистов оказалась гораздо тверже. Там вывели в прямой эфир жену сенатора, которая была больна раком, и задавали ей ужасные вопросы. Спрашивали, знала ли она, что муж ей изменяет…
Для меня как пиар-технолога это было неэтичным. Так что личная жизнь используется даже в таких демократических странах, как США. Но какие-то рамки и пределы есть у всего. Видеокадры, которые были распространены в Грузии, я не назвала бы инструментом пиартехнологий. Это, скорее, инструменты тех, кто хочет что-то испортить, и часто его может быть не видно.
Всегда следует задавать вопрос: кому это было полезно (в данном случае, публикация видеоматериала)? Тому, кто сам фигурировал на этих кадрах – лишь в том случае, если он звезда или поп-звезда, и его скандальная жизнь способствовала бы его тиражированию. Что касается властей, тут больше видна их беспомощность, нежели полезные для них действия. Возможно также, что это видео было направлено и вовсе против третьего лица… Если у нас будет ответ на вопрос, кому был больше всего на руку полученный результат, то увидим, откуда дует ветер.
- Политика США известна еще одним громким сексуальным скандалом — с участием президента Билла Клинтона и Моники Левински. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Скандал с Моникой Левински Клинтону еще простили бы, если бы он не солгал в прямом эфире, заявив, что с этой женщиной у него ничего не было. После этого ему уже выложили факты. Президенту не простили ложь в прямом эфире, и это ему вменяли виной больше, нежели измену жене.
- Как бы вы оценили пиар-деятельность политических партий за несколько месяцев до парламентских выборов 2016 года?
— В избирательный период и у власти, и у оппозиции должна быть своя пиар-группа, поскольку самое сложное – управлять кризисным пиаром. Пиартехнологи заранее просчитывают, что может произойти, они знают, как действовать в отрицательной ситуации, зачастую также знают, как негатив превратить в позитив. Когда нет такой команды и постоянно приходится общаться в режиме фехтования, то в случае публикации компроматов всегда остаешься в проигрыше. А если у тебя есть хорошие пиартехнологи, то можешь быть заранее к такому готов и даже использовать себе на пользу. Существуют такие технологии, что минус можно перевести в плюс и любую ситуация развернуть так, чтобы она привела к положительному результату.
- Какого вида политические политтехнологии применяются сегодня в Грузии?
— Лично я не вижу, чтобы перед выборами в политических партиях происходило что-то особенное с точки зрения пиара, хотя в этом плане можно было бы сделать очень много интересного. То, что пиар-кампании партий не проходят так активно, как должны вестись за несколько месяцев до выборов, указывает на приоритеты самих политических сил.
- Прежние власти политическому пиару придавали большое значение, и, говорят, что в пиар-кампанию "Национального движения" даже были вовлечены приглашенные специалисты. Каково положение сегодня в этом плане?
— У прежней власти были довольно дорогостоящие и очень хорошие пиар-специалисты. Информации о том, кто работает с политическими партиями сегодня, у меня нет. Не могу сказать также, что вижу почерк специалистов. На мой взгляд, сегодня явный дефицит коммуникации и общения с людьми.