Полиэтничность как фактор стабильности
Россия — это одно из самых крупных мусульманских государств. По мнению эксперта, сейчас на Большом Кавказе "первую скрипку" пытается играть Турция, в качестве "объединителя мусульманских районов Кавказа". А единственным объединяющим фактором в полиэтничном регионе является фактор ислама.
"Долгие годы духовным центром для мусульман Кавказа являлись Сирия и Египет, — рассказала Галина Хизриева. — Сегодня эти центры, по сути дела, разрушены. А весь мусульманский мир переживает серьезный кризис богословской мысли. Естественным образом этот кризис отразился и на ситуации, связанной с духовной безопасностью мусульманских народов на Большом Кавказе".
Духовный мусульманский вакуум, по мнению специалиста, пытается заполнить именно Турция.
"Турция пытается навязать соседям свою модель ислама, — отметила Хизриева. — Прежде всего, тюркским народам. И самому крупному из них — азербайджанскому. Президент Турции Реджеп Эрдоган не стесняется выступать перед азербайджанскими парламентариями со стихотворением: "Благородная прародина, наш Азербайджан". По сути дела, он совершает дипломатический реверанс: "Мы один народ!".
Но и идеология пантюркизма, по словам эксперта, не является определяющей для турецкой стратегии. Ведь кавказский регион — полиэтничный. А полиэтничность сама по себе является серьезным стабилизирующим фактором.
"Во времена бунтующей этничности начала 90-х годов почти все мононациональные государства переживали неурядицы с соседями, — рассказала Галина Хизриева. — Единственной территорией, не пострадавшей от междоусобиц и этнических столкновений оказался, сверхполиэтничный Дагестан. Во-первых, из-за ощущения единой мусульманской духовности. А во-вторых, в сверхполиэтничных регионах взаимная вражда приведет к всеобщему взаимному уничтожению".
Контроль над морями
По мнению эксперта, турецкая экспансия направлена не только на Большой Кавказ.
"Турецкие стратеги видят сферу своего потенциального влияния шире — как большой Каспийско-Черноморский регион, — считает Хизриева. — Есть два моря, которые нужно поставить под контроль. В регионе есть шииты, сунниты, есть международное (запрещенное в России) движение "Хизб ут-Тахрир" с центрами в Великобритании и в Германии. Есть салафиты, они же вахаббиты. Я не различаю эти два термина. Пусть мне докажут, что их надо различать".
По мнению специалиста, традицией для мусульман региона является сотрудничество с Россией. В том числе, в духовной сфере.
"Сегодня мы видим, что назревают некие новые стратегии и тактики, — резюмировала Галина Хизриева. — Их проводит в этом регионе Турция. И как страна НАТО, и как крайне заинтересованный игрок. На Турцию эта роль свалилась, как мне кажется, несколько неожиданно. Турецкие интеллектуалы совершенно не готовы к такой серьезной игре и пока очень часто допускают проколы".