Бабушка продолжает резать лук и утирать глаза. Через какое-то время она встаёт, подходит к приёмнику и делает погромче. На стул она больше не садится. Так и стоит до конца песни, утирая градом льющиеся слезы. Первый муж бабушки погиб на фронте. От него не осталось ни медалей, ни орденов, только похоронка. Но, если все же они были бы, то что бы для неё значили? Во сколько бы она оценила его награды?
С тех пор прошло больше тридцати лет. А это, знаете ли, приличный срок. За это время в сознании людей многое поменялось. Притом настолько, что ранее казавшееся кощунственным и оскорбительным, сегодня воспринимается если не нормой, то обычным явлением. Оказалось, память имеет материальный эквивалент. Сегодня за определённую сумму можно приобрести и "Славу", и "Победу", и много других орденов и медалей за участие в Великой Отечественной войне и заслуги перед Отечеством.
Медаль ценою в жизнь
Боевыми орденами на тбилисском Блошином рынке торгуют не первый год. Закона, запрещающего продажу или обмен орденами и медалями, в Грузии попросту нет. В 1985 году Указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено, что покупка, продажа, обмен или иная возмездная передача ордена, медали, нагрудного знака к почётному званию СССР наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом до двухсот рублей. Соответствующие статьи тогда же были введены в Уголовные кодексы союзных республик. Однако через несколько лет союз распался, а статьи в новые Уголовные кодексы бывших союзных республик не "перекочевали".
Продавцы этого ценного товара затрудняются говорить об их владельцах. Зачастую награды попадают к ним через перекупщиков.
"По-разному бывает, — говорит Гурам, уже несколько лет занимающийся продажей боевых наград. – Бывает, подходят, объясняют, что нуждаются в средствах к существованию. Предлагая медали или ордена близких людей, стараются выручить хоть какую-то копейку. А иногда объясняют продажу этих реликвий тем, что сын или внук обязательно продаст, но нормальную сумму за них не выручит, потому что ни цены, ни значения не понимает. Все равно, говорит, продаст, притом задаром, так лучше я сам".
Гурам с сожалением отмечает, что расстался бы с наградой деда только в случае крайней нужды.
Блошиный рынок на так называемом Сухом мосту появился в начале 1990-х. Люди выносили сюда вещи, в том числе награды, для того, чтобы выжить. Странно жизнь устроена. Вначале рисковали, отдавали жизнь и получали медали, а потом продавали медали, чтобы выжить…
На Блошиный рынок награды попадают и в силу того, что для родственников и близких они более не представляют ценности. Ну не укладывается этот кусок металла в моральный императив внука. Он лучше "загонит" орден по хорошей цене и купит ультрасовременную технику.
Цена на боевые награды на рынке формируется в зависимости от количества выпущенных в свое время орденов и медалей, а также времени их производства. К слову, чем меньше было выпущено и награждено Орденом Славы во время или сразу после Великой Отечественной войны, тем выше их стоимость.
Гурам рассказывает, что знал одного ветерана, который скончался, а его жена, нуждаясь в деньгах, решила продать его медали и ордена. Ему она рассказала обо всем, когда сделка была завершена. К ней домой пришёл оценщик и за три Ордена Славы – в таких случаях их обладатель в правах приравнивается к Герою Советского союза — дал всего 500 долларов, когда такая коллекция стоит около 5 тысяч лари, что на сегодняшний день более 2,2 тысяч долларов.
"Я, конечно, упрекнул ее за то, что она не обратилась ко мне, потому что хоть у меня и не было таких денег на тот момент, я бы привёл коллекционера, а не безжалостного ростовщика. Когда человек надумает расстаться с вещью, важно знать цену. Лет пять тому назад у меня тоже случилась подобная оказия. Я совершенно не разбирался в монетах и продал за один лари монету, которая стоила тысячу. После этого случая, я начал вплотную изучать нумизматику, ну а потом и фалеристику – коллекционирование нагрудных знаков. Заниматься коллекционным товаром – значит разбираться в нем. Иначе ты потенциальная жертва мошенников", — говорит продавец.
Овеществлённая история
Награды, некогда украшавшие мундир, сегодня украшают тротуар. Верно, лежат они в коробках, и зачастую в компании с другими ценными знаками и нашивками, но все равно смотрятся немым укором. Особенно много на импровизированных прилавках медалей, выпущенных к юбилейным датам празднования Дня Победы. Стоят они в среднем пять лари (2,2 доллара).
На одном из прилавков попадается орден "Отечественной войны". Этот орден в числе первых наград, появившихся в годы войны. В 1942 году Иосиф Сталин поручил генералу Хрулеву разработать проект награды для воинов, отличившихся в боях с гитлеровцами. Орден должен был носить название "За военную доблесть", но, при утверждении пробных экземпляров, решено было дать ему название – "Отечественная война".
В мае 1942 года были учреждены степени для ордена – первая и вторая. Орден первой степени изготовлялся из золота и серебра. А вот второй — только из серебра. Серп и молот на знаках обеих степеней выполнен из золота. В 1947 году награждения были официально прекращены. В шестидесятые годы орденом были награждены советские военнопленные, партизаны и подпольщики, а также иностранные граждане, оказывавшие помощь советским военнопленным.
В 1985 году орден Отечественной войны был возрождён как памятная награда для ветеранов войны по случаю 40-летия Победы над гитлеровской Германией. Орден, который лежит на прилавке, один из таких. Кстати, конструкция орденов 1985 года сильно отличается от "военной", золото в них заменено на позолоту. Поэтому и цена ему невысокая, всего 40 лари (18 долларов). Орден же первой степени, выпущенный во время войны, стоит, как объясняет продавец, 400 лари. Вот, оказывается, сколько стоит, чья-то храбрость и доблесть…
Помимо медалей на импровизированных прилавках можно наткнуться и на другую военную атрибутику: военную форму, ушанки, фуражки. К слову, настоящую офицерскую кобуру времён второй мировой, можно отхватить за 40 лари, а немецкий морской кортик, самый редкий из всех остальных, за 200 долларов.
Приобретают медали и ордена на Блошином рынке, в основном, коллекционеры и иностранцы. По словам продавцов, преимущественно, американцы и англичане. К медалям и орденам участников ВОВ прилагаются свои истории. Но покупателей на Блошином рынке редко интересуют такие детали. Они отстёгивают деньги за овеществлённую историю страны, не особенно задумываясь над тем, что за каждой приобретённой наградой — предательство памяти…