Мэри Бушуева родилась в Зугдиди. В 1979 году в результате трагического случая она потеряла ногу. Казалось бы, жизнь кончена. Однако, как выяснилось, все лучшее было впереди. Мэри стала заниматься спортом и участвовать в марафонах. Бушуеву знают в Нью-Йорке, в Австралии (которую она прошла от Мельбурна до Сиднея) и, конечно, в родной Грузии. В коллекции Мэри – около восьмидесяти медалей.
Корреспондент Sputnik Лев Рыжков побывал в гостях у необыкновенной спортсменки в Москве.
Не опоздать к Собянину
Мэри Бушуева – женщина сильная. Прежде всего физически. Она виртуозно управляется с инвалидной коляской, в которой перемещается по дому. На подоконнике лежат гантели, не самого легкого веса. Рядом – сложенный велосипед. Когда мы пьем на кухне кофе, Мэри Леонтьевна без всяких видимых усилий поднимает тяжелый чайник.
Спрашиваю про велосипед. "А это мой, — говорит Мэри. – Раньше я много каталась. Он у меня стоял в гараже, во дворе. Было очень удобно. Я подъезжала туда на домашней коляске, пересаживалась на велосипед и отправлялась на Цветной бульвар. Вот по нему и каталась, круги нарезала. А сейчас во дворе все снесли – и гаражи, и въездные пандусы. Теперь так просто не покатаешься. Целая проблема теперь".
"Хотя я с мэром Москвы Сергеем Собяниным однажды уже встречалась, — продолжает спортсменка. – Выбралась как-то в парикмахерскую. Сижу, мне прическу делают. А тут звонок. Из мэрии. Сказали, что Собянин встречается с инвалидами и ветеранами. А от нашего района представитель не смог прийти. И решили, что надо идти мне. И вот я говорю парикмахерше: "Девушка, давайте быстрее! Я к Собянину опаздываю". А та смотрит на меня, как на сумасшедшую. Но я-то правду говорю".
Тогда Сергей Семенович пообещал, что сделает все для инвалидов. Но на деле получилось почему-то наоборот. Снесли все, что могли. "Конечно, тяжело это все, — говорит Мэри. – Но я всю жизнь трудности преодолевала. Не привыкать".
Мистика на грани смерти
"В школе моей любимой книгой была "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого, — вспоминает Мэри. – Я была поражена мужеством Мересьева, как он добирался к своим, как потом смог встать на ноги. Я даже сочинение написала по этой книге. А закончила его словами: "Я хочу быть как Алексей Мересьев". Мое сочинение потом завучу показывали, какой-то конкурс оно выиграло. А Бог, видимо, меня услышал. Сказал: "Хочешь, Мэри, быть как Мересьев, так будь!"
Впрочем, это не единственный мистический эпизод в жизни Мэри Бушуевой. В юном возрасте, в родном Зугдиди, она чуть не сгорела заживо при пожаре. Ноги обгорели чуть ли не на три четверти. Долгое время девушка находилась между жизнью и смертью. Выжила благодаря донорам. Оклемалась, встала на ноги. И попала под грузовик. И снова — между жизнью и смертью.
Состояние девушки было критическим. В поврежденной ноге началась гангрена, завелись черви. Спасать Мэри приезжали московские врачи. Один из них решил вывезти девушку в Москву. Хотя это было очень рискованно.
"У нас в Зугдиди была соседка, — вспоминает Мэри. – Она меня очень любила. И когда меня повезли в Москву, я попросила, чтобы меня провожала тетя Катя. И соседка сказала: "Ты обязательно вернешься". А состояние мое было настолько ужасным, что в это никто не верил. А потом тетя Катя встала на колени и так обошла вокруг автомобиля. Я слышала, как она просила Бога, чтобы он не дал мне умереть. "Если так надо, возьми лучше меня", — говорила тетя Катя.
Операция в Москве длилась около тридцати часов. Пострадавшую ногу спасти не удалось. На операционном столе Мэри под наркозом перенесла инфаркт. Потом – 18 дней без сознания.
"Потом я узнала, что в тот час, когда я в палате пришла в себя и открыла глаза, в Зугдиди умерла тетя Катя, — рассказывает Мэри. – Такая вот мистика. Но тетя Катя мне до сих пор снится. Как правило, перед каким-то хорошим событием. Вот сегодня, например, снилась. А тогда, в 1979 году, мама, узнав, что у меня отняли ногу, очень плакала. А тетя Катя ей сказала: "Не плачь! Мэри еще всех девушек с двумя ногами обойдет. Она такая!" Но никто ей тогда не поверил".
Судьбоносное обещание
"Замуж я вышла с одной ногой, — вспоминает Мэри. – Родители-то хотели выдать меня замуж в Грузии. Я была богатая невеста – с квартирой в Тбилиси. Думали: за квартиру кто-нибудь возьмет. Но получилось все совсем по-другому".
Любовью Мэри стал Юрий – москвич из хорошей семьи, работавший таксистом. Девушка ехала "обкатывать" протез, а разговорчивый таксист делал ей комплименты. Потом, узнав, что Мэри из Грузии, стал наизусть читать русский перевод "Витязя в тигровой шкуре". Когда узнал, что у Мэри – одна нога, Юрий встал на колени и поцеловал протез. Вскоре молодые расписались, сыграли очень богатую свадьбу, а через год родилась дочь Маша.
"Я рада, что осталась в Москве, — говорит Мэри. – В Грузию я возвращаться не хотела. И не потому, что мне было бы там плохо. Как раз наоборот! У меня – большая семья. Одних братьев пятеро. Они бы окружили меня заботой, выполняли бы все мои прихоти и не позволяли бы вставать с постели. И вот это – самое страшное, что может быть. А в Москве я преодолевала препятствия. И Москва меня, получается, вылепила".
Замужем Мэри прожила около десяти лет. И вдруг – новый удар судьбы. Из семьи решил уйти муж. Его увела некая Зинка из Баку. Она требовала, чтобы Юрий выписал жену и дочь из квартиры. А бывший муж – безвольно шел на поводу. Угроза остаться на улице стала реальной. И тогда Мэри решила искать справедливости у народного депутата Валентина Дикуля. Не только Мэри, но и многие люди с ограниченными возможностями видели во встрече с ним надежду.
В то время легендарный доктор, силач, кумир Арнольда Шварценеггера, сумевший преодолеть инвалидность первой группы, был народным депутатом. Встретиться с ним оказалось неожиданно легко. Ежедневно он уделял три-четыре часа встречам с людьми, а инвалидов вообще принимал без очереди, поскольку знал по себе, каково им приходится.
"Я рассказала Валентину Ивановичу о своей ситуации, — вспоминает Мэри. – Дикуль меня выслушал и сказал: "Я помогу вам с квартирой. Но пообещайте мне, Мэри, что будете заниматься спортом!" Я тут же пообещала, потому что думала – он говорит о шашках, шахматах. А потом спросила: "А какой спорт вы имеете в виду?" Оказалось, он имел в виду марафонский бег. Я была очень удивлена".
Победы и поражения в Нью-Йорке
И Мэри стала тренироваться. Два раза в неделю она ездила от "Проспекта Мира" на стадион в Крылатское. Тот, кто знает географию Москвы, поймет, что этот путь – совсем не близкий.
"Самое трудное было – начать ходить, — вспоминает Мэри. – Протез ужасно натирал. А я старалась привыкнуть к этой боли, приучала себя терпеть и преодолевать расстояния. И вот в 1990 году я поехала в Америку. Деньгами и проживанием мне помог очень хороший человек – Ричард Траум, глава американской фирмы, которая производит протезы. Мы случайно с ним познакомились, и он пригласил меня в Нью-Йорк, на ежегодный марафон".
Первый забег обернулся поражением. После четырех километров Мэри сняли с трассы.
"Но я поехала на нью-йоркский марафон и на следующий год, — говорит Мэри. – И снова – сняли с дистанции. А до финиша я дошла в 1994 году. Шла двадцать часов подряд. Это – мой лучший результат".
Преодолеть себя
Всего за 25 лет Мэри Бушуева приняла участие в десятках марафонов. Пересекла Австралию от Мельбурна до Сиднея, обошла Золотое кольцо России, дошла из Москвы до Тбилиси. Участвовала в грузинском марафоне по Сванетии.
"Нельзя сказать, что я пешком преодолела все это расстояние, — говорит Мэри Бушуева. – Мы ехали на автобусе. И по пути нас высаживали в каждом субъекте Федерации. И надо было пешком пройти десять километров. И так несколько дней подряд".
Спортсменка потеряла счет наградам.
"Я их не считаю, — смеется Мэри. – Пригласят меня, допустим, в школу, встретиться с учениками. Если я с пустыми руками приду – кто мне поверит? А так я дарю им свою медаль. И тогда мои слова имеют совершенно другой вес. У детей потом глаза горят. Они спрашивают: как в волонтеры записаться?"
Спрашивают: "Пройти марафон – это ведь наверняка нелегко. Вам же больно, наверное?"
"Ужасно больно, — отвечает Мэри. – У меня культя практически никогда не заживает. Тогда зачем мне это надо? Из-за чувства преодоления себя. Ты понимаешь, что сделала что-то за гранью человеческих возможностей. И это – ни с чем не сравнимое чувство. А если бы я лежала в кровати, себя жалела – я бы умерла давно".
"Однажды на тренировке в парке я встретилась с молодой женщиной с диагнозом ДЦП, — продолжает Мэри. – Она еле плелась в сопровождении мамы. А мама ее опекала, держала под руки, чуть ли не тащила за собой. Когда же она увидела финиш – как рванулась вперед! У нее открылись силы, появилась энергия, родилось чувство победы! Она побежала, эта женщина!"
Мечты и желания
Одним из самых трудных марафонов был Космический, который проводился в парке Лосиный Остров около города Королев (в Подмосковье).
"Я вышла за сутки до старта, — рассказывает Мэри. – И шла без перерыва 26 часов. Марафон проходил в сентябре. Днем было +15. Зато ночью – минус 8. И я замерзла. Но шла. Дорогу мне переходили лоси. И я смогла финишировать примерно вровень с последним бегуном".
Главное желание Мэри Бушуевой – организовать реабилитационный центр. Место, в котором инвалиды могли бы тренироваться.
"Одно время мы занимались в Бородинском реабилитационном центре, — вспоминает Мэри. – Но потом его директор умер. А наследник нас выкинул, сорвал фотографии со стен. Говорит: "Чтобы никаких инвалидов здесь не было!"
"А вообще у меня есть мечта, исполнения которой я добьюсь, — продолжает спортсменка. – Я хочу сделать тренировочную базу в Грузии. В Москве ведь очень трудно заниматься. Лето короткое, проходит быстро. Я мечтаю о том, чтобы я и мои собратья по несчастью выезжали бы зимой в Грузию и тренировались там. Это ведь можно сделать! Я очень хочу, чтобы это мое желание исполнилось".
И еще Мэри Бушуева хочет оказаться на шоу Андрея Малахова. Не так давно ей уже звонили с Первого канала, выслушали историю, сказали: "Мы с вами свяжемся". И с тех пор от телевизионщиков – ни слуху, ни духу. "Может, забыли обо мне? – переживает Мэри. – Как бы им напомнить?"
В заключение спрашиваю: "А какому качеству характера в себе вы благодарны?"
"Однажды я была на передаче у Геннадия Малахова, — отвечает Мэри. — И он спросил меня: "Мэри! Скажите, пожалуйста, секрет вашего энтузиазма?" Я говорю: "По секрету говорить или вслух сказать?" — "Скажите вслух". Я говорю: "Я – не умная женщина". Поэтому мне очень легко все удается. Когда очень много думаешь: "Как это так?" – мозги устают, а никакой перспективы нет. Надо пробовать и относиться к этому спокойно. Паника – не выход из положения".
Скоро, в октябре, Мэри отправится на новый марафон – в город Королев, где она была уже не раз, где знают и любят уникальную спортсменку Бушуеву. Пожелаем ей удачи и терпения.