Как бы вы себя повели, если бы узнали о том, что в вашем городе готовится террористический акт? Хорошо, если у вас есть возможность выбора – бежать или помочь в его предотвращении. А если тебе не оставляют выбора? Если единственный человек, который способен остановить террориста, это ты сам? На все про все, вам с вашими друзьями, которые придут на помощь, если это друзья, даётся один час. Потом сработает детонатор, и все усилия по вычислению и обезвреживанию террориста будут тщетны.
И вот вы начинаете лихорадочно соображать, сопоставляя факты, данные. Ведь в деле поиска и выявления преступника нет незначительных деталей. Любые цифры, буквы, имена приобретают особенный, глубокий смысл. Если допустить, что вам не удастся выйти на его след, ответственность за гибель людей ляжет на вас. Вот, когда тиканье часов превращается в удар молота, отстукивающего чьи-то минуты, секунды жизни…
Нет, это не эпизод из остросюжетного блокбастера и не сон! Это квест, или по другому — игра. Хотя, как сказал английский классик, вся наша жизнь — игра и мы в ней актёры. Отличаются эти игры друг от друга лишь тем, что сценарий к одной из них пишется "наверху", ну а к другой – здесь, на земле, экстремальными креативщиками. А если ещё точнее, то группой ребят из шести человек под руководством автора идеи Михаила Гавашелишвили.
В Москве, где вырос Михаил, квесты — явление модное и популярное. Как рассказывает Миша, он играл в них почти каждые выходные. И настолько он это дело полюбил, что решил заняться их придумыванием уже в Грузии. Спустя какое-то время он приехал на родину в Грузию и вместе с друзьями осуществил задуманное.
Нет конкурентов, есть партнёры
- Перед интервью я решила прозондировать почву – поспрашивать, что знают в Грузии об этой оригинальной форме досуга – квестах.
— И как, результат оказался плачевный?
- Угадал. Из пяти человек ни один об играх даже не слышал.
— У нас эта индустрия пока не развита. И я понятия не имел несколько лет назад, что есть такие развлечения. Помню, сидел в компании друзей, мы играли в покер, и кто-то проронил — а давайте пойдём играть в квесты. Я не понял, о чем идёт речь. А сегодня в Москве останови на улице любого и спроси об этих играх, расскажут тебе о них подробно. Если не ошибаюсь, первые квесты в Москве открылись в 2013-ом, а 2014 и 2015 – уже был пиком популярности. Тем, кто первым открыл в Москве квесты, понадобилось полгода, чтобы о них узнали вообще. И если мы сегодня уже знаем, что это за индустрия развлечений, они были первопроходцами, которым, естественно всегда тяжелее.
- Ну, и вы в каком-то смысле первопроходцы, разве не так?
— Когда я решил открыть у нас квесты, они уже, оказывается, были. Я пошёл, посмотрел, сыграл. У нас на рынке всего три компании, включая нас. У одной из них один квест, у вторых — три, наших — два.
- Конкуренция между вами жёсткая?
— А в этой сфере ее практически нет. Ну, потому что, смотрите, у нас есть два квеста, и они не меняются, а у ребят есть три квеста, и они тоже пока их менять не будут. Вы придёте, поиграете в наши, но второй раз вы же пойдёте играть в то, что ещё вам неизвестно, то есть к нам вы уже не придёте. Поэтому конкурентами мы друг другу никак не будем, если, конечно, нас не будет в Грузии штук 100. Физически это невозможно – предлагать потенциальным игрокам часто новые квесты. Ведь над ними работаешь, пишешь сценарии. Инженер осуществляет твою задумку и выстраивает конструкцию в комнате соответственно сценарию, оборудует под конкретную игру. Это колоссальные затраты, которые невозможно осилить в короткие периоды.
Мы с этими ребятами, нашими условными конкурентами, постоянно на контакте, по одной простой причине — чтобы не было конфликта интересов. Чтобы игроки не уходили разочарованными – ох, у вас оказывается те же условия игры и похожая игра, что и у других… Сегодня в Грузии их настолько мало, что они и к другим пойдут и нас не обделят вниманием. В Москве каждый квест работает, наверное, два года, и потом закрывается. Не знаю, как сложится у нас. Вы сегодня поиграли и ушли, а человек пришёл через полгода, и для него игра будет новой.
Страшилки, заморочки и подсказки
— Если в одном квесте под названием "Без ордера" вы выступаете в роли сыщиков, которые ищут вещественные доказательства того, что подозреваемый связан с террористической организацией, во второй игре вы оказываетесь по другую сторону баррикад. Суть второй игры, которая называется "Побег из тюрьмы", заключается в том, чтобы из неё сбежать. Обе происходят в замкнутом пространстве, на решение задачи отпущен один час. Игра с поиском террориста устроена так, что в неё можно играть и на русском и грузинском языках. Специфика же второй, про тюрьму, не позволила нам перевести с такой же лёгкостью текст на русский. Можно и тюремный квест поиграть, но тогда хотя бы один из игроков должен знать грузинский язык. В первый же день открытия к нам пришли двое русскоговорящих туристов. Хотели играть, но были сильно под шофе. После того случая мы и решили открыть квесты на русском языке. Туристы из России и Украины очень хорошо осведомлены о них и с удовольствием играют.
- Бывает, что игрокам удаётся найти решение меньше, чем за час?
— Нет, такого не случалось. Бывало как раз наоборот. Людям нравилось, но уходили они все же с чувством неудовлетворённости. Им не удавалось решить эти головоломки, и собственная несостоятельность их страшно мучила. Мы решили значительно упростить наши квесты. Потому что когда заходят пять команд и ни одна из них не может справиться с задачей, за отведённый им час доходит до середины игры, ты понимаешь — дело не в игроках, а в твоём сценарии. Они слишком сложные. Мы поняли, что у нас много "заморочек" и нужно с этим что-то делать. Вот мы и решили дать наводку на то направление, в котором им нужно думать. В основном, игры на логическое мышление. Не нужно быть суперменом или математиком, игра должна быть осилена средним игроком, в этом суть. Но мы ведь тоже это с опытом поняли. Все погрешности проявляются в процессе игр и устраняются постепенно. Вот когда появится круг людей, которые этим сугубо увлекаются, может, для них это будет уже элементарно, вот тогда и можно усложнять. А пока игры пишутся для масс, по-другому к этому подходить просто нельзя. Если человек играет в первый раз, архи сложности будут лишними. Участники также могут воспользоваться тремя подсказками.
Особенности национальных квестов
- Сколько времени прошло от рождения идеи до воплощения?
— Год назад я приехал в Грузию и начал искать работу. Нашёл, начал работать. Но мысль о квестах меня не покидала. Все никак не решался… Думал – маленькая страна, мало народу, пойдут ли… А через семь месяцев ушёл с работы и решил, если лежит к этому душа, то нужно действовать. Собрал друзей, объяснил суть. Мы придумали сценарии, нашли место для игр и 28 мая открылись. Ни у одного из нас нет специального образования. Кто-то учится на факультете бизнеса и администрирования, кто-то — таможенному делу, есть среди нас и юристы. Вообще мне кажется, игры как раз помогают познавать собственные возможности и способности. Часто мы и сами не подозреваем, что природой в нас заложено.
- Говорят, в игре человек проявляют свою истинную сущность…
— Совершенно верно! Квест – это прежде всего стрессовая ситуация, когда ровно за час ты должен выпутаться из ловушки, найти решение проблемы, хоть кровь из носу. Некоторые люди, попадая в стрессовую ситуацию, теряются, другие, напротив, мобилизуются. В стрессовых ситуациях люди проявляют себя по-разному. Все индивидуально. Иногда начитанный и эрудированный человек настолько ушёл в себя, что может и не заметить какую-то деталь, вроде бы незначительную, но для игры важную. Кстати женщины играют лучше. Знаете же, эффект холодильника – женщина его открывает и видит полным, мужчина открывает и не видит продуктов. Квесты можно использовать как диагностику любой системы. Будь то семья, коллектив, компания друзей. Можно выявить проблемы, которые существуют, выявить роли, которые каждый занимает в этой системе.
- Ты сам игрок с большим стажем. Вот скажи мне, чем отличаются наши игроки от других?
— Ничем, ну разве что наши с большой неохотой обращаются за подсказкой. Знаете, они до последнего могут просидеть и не обратиться за помощью. Это ущемляет их гордость, наверное. Это, мне кажется, чисто национальная черта в игре. Нам тоже интереснее, если они пройдут вперёд, продвинутся. То есть лучше ведь взять помощь и пройти до конца, нежели дойти до конца с чувством неудовлетворения от того, что не смог одолеть игры и выйти из комнаты. Но это национальные особенности квестов…
- Есть какие-либо противопоказания для участия в этих играх?
— Какие могут быть противопоказания? Ну разве что тем, кто подвержен клаустрофобии, я бы не советовал играть в неё. А в остальном… играть могут все.
- Ну, люди с определённым складом характера. Зануды, например…
— Ерунда! Вы даже представить себе не можете, как преображаются статусные и чопорные люди в играх! Они оставляют эти маски за дверью. Весь этот снобизм чиновничий, как водой, смывает. Довольно забавное зрелище. Полная трансформация. Через десять минут после начала игры все понты, характерные для нас, куда-то исчезают. Видимо, все наносное испаряется.