Корреспонденты Sputnik Армения побывали на КПП, чтобы воочию увидеть, что происходит на Военно-грузинской дороге.
Как только съезжаешь с трассы, которая ведет к Черному морю, в сторону Военно-грузинской дороги, сразу по разные стороны видны стоящие на обочине фуры. Ларс закрыт, дорога смыта вместе с планами водителей и владельцев грузов сотен грузовиков.
Полицейский, у которого мы спрашиваем дорогу, интересуется, куда мы едем, потом говорит, что нас туда не пустят… Но все же желает доброго пути.
Чем выше в гору мы поднимаемся, тем красивей становятся пейзажи, но тем меньше машин попадается на пути. Совсем недалеко от Степанцминда проезжаем два грузовика, один с российскими номерами, снимаем фуры на камеру, нам машут водители, мы в ответ.
Через километр стоят еще три машины с украинскими и российскими номерами. Останавливаемся. Подходим к водителям славянской внешности, которые расположились рядом с машинами на лужайке. Мимоходом замечаю на дорожном газовом баллоне шипящую кастрюлю, в которой варится долгожданный обед.
"Ну как, как дела, какие новости", — спрашиваем у двух широкоплечих водителей. Сначала относятся к нам настороженно. Отвечают уклончиво, пытаются отделаться шутками.
"Вот ждем вертолеты, щас возьмут наши фуры и через горы в Россию…", — шутит россиянин. А между тем кастрюля кипит и вызывает приступ брани одного из водителей.
Разговорились, говорят, что никаких вестей из Ларса нет, ждут… Как запасной вариант — загрузиться в Кутаиси (машины пустыми возвращались в Россию) и через паром по Черному морю.
Предлагаем записать рассказ на видео, уклоняются, шутят, что без "непереводимой игры слов" о ситуации рассказать не могут…
В этот момент рядом тормозит грузовик без прицепа. Выходит человек в возрасте и машет нам. Он подошел и заговорил на армянском языке.
"Мы же вам махали, просили остановиться, когда увидели, что репортеры, вы нас не поняли", — улыбается наш земляк.
Он рассказал, что его машина стояла перед фурой с российскими номерами, поэтому мы не заметили армянские номерные знаки. Уже несколько дней они стоят в ожидании, не имея никаких вестей с перевала.
"Те, у кого были скоропортящиеся продукты, после обвала, сразу повернули назад, а мы ждем, спрашиваем о ситуации у проезжающих водителей", — говорит Гагик.
Сам он везет минеральную воду, владельцы груза пока сказали ждать, вот он и ждет, надеется, что все-таки трасса откроется. Паромом везти, по его словам, слишком невыгодно…
От Степанцминда (последнего населенного пункта перед КПП) до самого перевала — около 8 километров по извилистому серпантину. Из города и обратно едут самосвалы со стройматериалами. Саму дорогу ремонтируют еще на подъездах к Ларсу.
Подъезжая к самому месту событий (оставалось пару сотен метров за поворотом), нас попросили остановиться полицейские. Вышедший с патрульной машины офицер попросил нас повернуть назад, даже не слушая наших просьб и уговоров пропустить нас к месту обвала.
Из соображений безопасности и во исполнение приказа свыше офицер не позволил нам проехать. К своему удивлению скопления фур мы уже не обнаружили, по словам сотрудника полиции, все уже развернулись и поехали в обратную сторону.
Когда все будет отремонтировано, он тоже не знал, только признался, что новые дожди накануне смыли то, что уже было сделано за несколько дней.
Пришлось смириться. Попытались поговорить с водителем бульдозера, возвращавшегося с места событий. На наше приветствие он засучил рукава и протянул запястье, показывая руки в машинном масле.
Володя был краток — "А че там, дорогу смыло". Попросили рассказать больше, на что он попросил прощения, сказал, что спешит, так как нужна его помощь, чтобы другой бульдозер не упал в реку… Мы тоже свернули к потокам бурной реки и находящемуся неподалеку полуразрушенному старому мосту.
В километре в сторону Степанцминда, рабочие активно ремонтируют другой мост. Громыхает перфоратор трактора. Беседуем с рабочими. Один из них нас успокаивает.
"Все будет хорошо, скоро абхазскую дорогу откроем", — то ли шутит, то ли серьезно говорит он. В этот момент из кабины выглядывает старик с седой бородой.
— Откуда вы?
— из Армении?
— Хай ек? (вы армяне)?
— Да.
Мужчина кивает головой и возвращается в кабину. Перфоратор вновь начинает гудеть…
В администрации района Казбеги никого не застать. Все на выезде. Случайно нам встречается, как нам сказали, главный архитектор района. Официальных комментариев он не дает, говорит не в его полномочиях. А начальство на выезде. Замкнутый круг…
В конце концов, он советует нам отправиться в специальный штаб по ликвидации последствий, расположившийся в здании отделения полиции. Напоследок спрашиваю, сколько все это продлиться, когда можно ждать окончания ремонта. Ответ неофициален — две недели говорят…
Мы уже не удивились, когда никого не обнаружили в "штабе", кроме одного полицейского, который нам сказал уже знакомую фразу: "все на выезде".
Вот такое руководство, все оно в полном составе покинуло Степанцминда. По телефону общаться воздерживаются, как сказали подчиненные, а вернуться обещали поздно вечером…
Полицейский, между прочим, также сказал о том, что ранее проведенные ремонтные работы были снесены новыми потоками и ухудшением погоды…
К сожалению, мы так и не смогли обнадежить уже знакомых нам дальнобойщиков.
Они продолжают ждать хороших вестей… И варить скромный обед…