Арман Ванескегян, Sputnik Армения.
Информация о том, что иранская национальная газовая компания NIGEC намерена втрое увеличить объем поставок газа в Армению, способна удивить лишь тех, кто совершенно не следит за развитием взаимоотношений двух стран в экономике. В частности, в сфере энергетики.
Казалось бы, добившись снятия международных санкций, официальный Тегеран наконец-то получил возможность выхода на международный рынок энергоносителей и обязательно постарается составить конкуренцию российскому газовому монополисту "Газпрому", как могло показаться на первый взгляд малоискушенному в региональных экономических процессах человеку.
Ведь, по большому счету, Армения как клиент для газовых гигантов — не крупный. Объем потребления газа в стране невелик. Во всяком случае, этого явно недостаточно, чтобы две страны — мировые лидеры по газовому экспорту, схватились бы за покупателя и потребителя, перетягивая его на себя, отбивая друг у друга клиента.
В то же время трехкратное увеличение объема поставляемого газа — это в любом случае не мелочь. Поставки трех миллионов кубометров газа в день вместо прежнего миллиона могло бы даже показаться "рыночным заходом" с политической подоплекой. Скажем, можно было бы предположить, что Иран решился побороться с Российской Федерацией за свою долю влияния в регионе Закавказья, если бы не одно НО, которое и раскладывает все по полочкам и показывает, что официальные Москва и Тегеран — региональные союзники и схватываться за "место под солнцем" на рынке энергоносителей не намерены.
Дело в том, что в Армении налицо переизбыток мощностей для производства электричества.
Эти мощности остались в наследство еще со времен Советского Союза, когда республика могла похвастаться развитой экономикой, производством легкого и тяжелого машиностроения, химии, трикотажа и так далее. Всего этого сейчас уже нет, а вот мощности для производства электроэнергии в подобных объемах налицо. Одна Мецаморская АЭС чего стоит… А ведь еще и Разданская ТЭЦ есть. И этими возможностями и намерен воспользоваться Иран, который, наконец-то, вырывается из тисков международных санкций.
Тегеран сейчас планирует для себя резкий рывок в промышленности, в развитии производства. А вот мощностей для производства, необходимых объемов электричества у наших южных соседей нет. И они намерены приобретать электричество у Армении. В серьезных объемах.
А если принять во внимание недавнюю информацию о том, что в скором времени Иран закончит строительство в Армении третьей высоковольтной линии ЛЭП (стоимость строительства — 107 миллионов долларов, мощность линии — 400 киловатт) и доведет объемы обмена электроэнергией между двумя странами до 1000 мегаватт вместо прежних 300-400, то все становится логичным и понятным.
Фактически, получается так, что (по грубым, поверхностным подсчетам) одна лишь Мецаморская АЭС способна обеспечить весь объем необходимого непосредственно Армении электричества. А мощнейшая Разданская ТЭЦ будет "отрабатывать" те объемы электроэнергии, которые будут передаваться Ирану в обмен на газ, который будет поступать для производства электричества.