Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Активизацию армяно-грузинских отношений эксперты связывают не только с единым историческим прошлым и общими интересами, но и совместными проектами. Одним из них стала программа строительства межгосударственного моста, которому впоследствии дали название "Мост Дружбы".
Немного о мосте
Все началось с того, что в результате исследований и анализа существующего моста на границе Баграташен-Садахло было установлено, что нынешний мост не подлежит демонтажу и практически изжил себя. Неудивительно, ведь он был построен в эпоху СССР более 40 лет назад, и таможенные пункты нуждались в ремонте.
"Мы тогда подумали, что необходима альтернативная дорога, которая свяжет обе страны, а старый мост будет эксплуатироваться в крайних случаях, например, при большом потоке людей или для быстрого пересечения КПП разными делегациями", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения директор госорганизации "Север-Юг" Артур Саркисян.
По его словам, новый четырехполосный мост будет расположен по левую сторону от сегодняшнего КПП. Одна половина моста будет находиться на территории Грузии, другая — на территории Армении.
"Официальный старт программы был дан в 2013 году, а переговоры с грузинской стороной и Европейским банком развития продолжились до 2014 года", — сказал Саркисян.
Он отметил, что необходимо было решить многочисленные вопросы: пересечение границы, строительство моста на территории двух стран, использование материалов, техники, стройматериалов, приобретение строительного лицензирования, утверждение проектов и т.д.
"Но самой главной проблемой был вопрос финансирования. Мы с этим сталкивались впервые, ведь когда в СССР строили действующий мост, все было понятно, так как мост принадлежал единой стране, которая все финансировала", — добавил Саркисян.
В этом случае встал вопрос между двумя независимыми государствами, которые хотели иметь полноценное право на владение мостом.
"Армения была готова полностью профинансировать строительство, а ту часть, которая переходила на грузинскую территорию, отдать им в безвременное пользование. Однако грузинская сторона не согласилась", — добавил Саркисян.
Грузинская сторона хотела, чтобы мост, находящийся на их территории, принадлежал бы им юридически. В итоге стороны договорились разделить не только мост, но и его финансирование, обратившись в Европейский банк развития. В настоящее время проект строительства моста составляет десять миллионов евро.
Новое дыхание проекта
В результате был заключен межправительственный договор и параллельно сформирована комиссия с участием представителей министерств — на уровне заместителей.
"Мы решили во избежание возможных проблем использовать материалы и технологию, соответствующую международным стандартам", — сказал Саркисян.
Был объявлен онлайн-конкурс на тендер и сформирована соответствующая комиссия, в которую с обеих сторон входят по четыре человека. Они и решают вопросы по тендеру.
Вопрос строительства "Моста дружбы" принял окончательное решение после визита президента Армении Сержа Саргсяна, а затем и премьер-министра Армении Овика Абрамяна в Тбилиси. Обе стороны сошлись во мнениях и дали название первому уникальному в регионе мосту.
Однако Армения на этом не останавливается. После завершения строительства автобана Север-Юг подобный проект будет реализован и с Ираном.