Парламентские выборы расставили свои акценты, значительно проредив оппозиционный спектр страны и предоставив безграничную власть правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия".
По предварительным данным ЦИК, партия, основанная в 2011 году грузинским миллиардером Бидзиной Иванишвили, получила 115 мест в новом парламенте.
Такое количество мест позволяет партии не только формировать правительство и принимать законы, но и без консультаций с оппозицией менять Конституцию Грузии по своему усмотрению.
И хотя лидер партии, премьер-министр Георгий Квирикашвили и пообещал менять Конституцию только с участием общественности, вопрос об окончательной редакции будущих поправок вне зависимости от мнения общественности будет решать партия, имеющая конституционное большинство.
При этом в "Грузинской мечте" не скрывают того, что они часто следуют советам своего идейного вдохновителя Бидзины Иванишвили, который до сих пор владеет в Грузии инвестиционным фондом и коммерческим банком. Кроме того, лидеры партии признаются, что победой на парламентских выборах 2016 года они обязаны миллиардеру, а не своей четырехлетней работе.
Однопартийное правление
У правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" нет опыта единоличного правления. До июля 2016 года партия управляла страной в коалиции с партиями, имеющими богатый опыт законотворчества и политических игр.
Теперь ей придется справляться своими силами и большую роль в этом сыграют именно ставшие депутатами парламента. У большинства из них нет никакого опыта работы с изменением законодательства, и насколько они смогут справится с подводными камнями законотворчества покажет время.
Однако, несмотря на отсутствие опыта и то, что большинство депутатов от правящей партии, до этих выборов были далеки от политики, именно у них в руках окажутся рычаги влияния на все три ветви власти в стране, право определять бюджет страны и менять главный закон страны.
Уже известно, что правящая партия после прихода к власти займется серьезными реформами в сфере образования, экономики, инфраструктуры и государственного управления. Помимо этого, она планирует сократить кабинет министров Грузии, изменить систему выборов и систему здравоохранения.
Анонсирует правящая партия и смену формы государственного правления страной. При этом, ее лидеры не конкретизируют конкретно на какую форму правления перейдет страна в ближайшие четыре года.
В тоже время, в этот период мнение оппозиции хоть парламентской, хоть непарламентской не будет играть никакой роли. У партии «Грузинская мечта – демократическая Грузия» достаточно голосов для принятия пусть даже самой неприемлемой для оппозиции инициативы.
Новая оппозиция
Парламентские выборы принесли Грузии не только фактически однопартийное правление, но и серьезные изменения в оппозиции.
Бывшей правящей партии "Единое национальное движение" (ЕНД) удалось сохранить свою позицию главной оппозиционной силы. Однако теперь ее присутствие в парламенте скорее носит номинальный характер, несмотря на то, что именно она сформирует парламентское меньшинство.
После выборов 2016 года ЕНД потеряла свой главный рычаг влияния. До этого без ее согласия "Грузинская мечта" не могла менять Конституцию страны и ей приходилось в каких-то вопросах идти на компромисс с ЕНД.
В тоже время парламентские выборы показали, что в самом ЕНД не все так гладко. Впервые за историю существования партии, она открыто пошла против своего идейного вдохновителя экс-президента страны Михаила Саакашвили и теперь, по информации СМИ, сама партия разделилась на две группировки.
Изменения произошли и в других оппозиционных партиях.
Две главные фигуры политической жизни Грузии — Давид Усупашвили и Ираклий Аласания ушли из своих партий и из грузинской политики.
Разница только в том, что Аласания покидает Грузию и не собирается оставаться в политике, а вот Давид Усупашвили – взял таймаут на несколько месяцев.
Ушел из политики и один из лидеров партии "Промышленность спасет Грузию" Зураб Ткемаладзе, который стоял у истоков этого политического объединения.
Им на смену пришла партия новой формации "Новый политический центр – Гирчи". Ее лидеры отказались от традиционной партийной формы и сформировали Facebook-партию.
Также активно заявило о себе новое объединение "Государство для народа" и ее лидер оперный певец Паата Бурчуладзе. Они намерены играть активную роль непарламентских оппозиции.
Сенсация выборов
По оценкам экспертов, самой главной сенсацией нового парламента Грузии стало то, что объединение из шести небольших оппозиционных партий "Альянс патриотов" с националистическими идеями, оказалось в парламенте Грузии.
Лидер объединения Ирма Инашвили уже заявила, что партия не собирается поддерживать ни правящую партию "Грузинская мечта – демократическая Грузия", ни "Единое национальное движение".
При этом, "Альянс патриотов" окажется в парламенте единственной силой, которая открыто выступает против вступления Грузии в НАТО и за налаживание прямого диалога с Россией.
Таким образом, в парламенте Грузии появится третья сила, голоса которой не будут иметь значения для принятия законов, однако она будет иметь своего представителя в парламентских делегациях за рубежом.
Каким будет парламент
Эксперты считают, что в первое время новый парламент Грузии будет в основном заниматься резкой критикой друг друга, а не законотворчеством.
"Невозможно представить, чтобы ругань двух политических сил не была бы основной характеристикой нового парламента Грузии. Кроме того, победившей команде придется потрудиться над тем, чтобы сохранить единство в своей команде, так как нынешние члены партии отличаются друг от друга биографиями, взглядами и способностями", — считает эксперт Сосо Цискаришвили.
Такого же мнения придерживается и политолог Ника Читадзе.
"Несмотря на то, что в парламент прошли три партии, парламент будет фактически однопартийным. У "Грузинской мечты" конституционное большинство, и она будет проводить свои интересы или интересы других лиц… Что касается компетентности правящей партии, то в списках у нее есть от 30 до 40 компетентных лиц, которые могут заниматься законами и на чьи плечи ляжет основная работа, большая часть депутатов ограничится лишь поднятием рук… Мы должны ждать политической напряженности в новом парламенте, так же, как и драк. Реакционные силы, как в "Альянсе патриотов", так и "Грузинской мечте", которые не обладают достаточной компетенцией, будут прибегать к дракам, как это было и в прошлом парламенте", — сказал Читадзе.