ТБИЛИСИ, 7 дек – Sputnik. Приказ об аресте фотографов по обвинению в шпионаже в 2011 году исходил от ведущих политических фигур на то время — президента Михаила Саакашвили и главы МВД Вано Мерабишвили, сказал журналистам один из осужденных — Георгий Абдаладзе.
Главная прокуратура Грузии во вторник заявила о завершении повторного расследования дела о шпионаже против фотографов Георгия Абдаладзе, Зураба Курцикидзе, супругов Натии и Ираклия Геденидзе, и установила, что они не совершали преступление – их вынудили дать признательные показания.
"Я надеюсь, что самым главным и важным для нас является то, чтобы мы дошли до заказчиков… На мой взгляд, Михаил Саакашвили был одним из главных, кто отдал приказ (о задержании фотографов — ред.), Вано Мерабишвили, Утиашвили (экс-глава информационно-аналитического департамента МВД) – все те люди, которые в тот период принимали решения", — сказал Абдаладзе.
Новое следствие установило, что после задержания на фотографов оказывали физическое и психологическое давление, чтобы они признались в совершении того, чего не делали. Их обвиняли в работе на Главное разведывательное управление РФ.
В прокуратуре пояснили, что Курцикидзе, который был фоторепортером европейского фотоагентства EPA, часто отправлял в московское представительство свои фотографии и фотографии Геденидзе и Абдаладзе.
По итогам нового расследования, по обвинению в превышении служебных полномочий задержали бывшего сотрудника контрразведки МВД Грузии Давида Девнозашвили. Среди прочего он грозился обнародовать некое фото из личного архива Натии Геденидзе. В результате его действий супруги Геденидзе дали признательные показания, оклеветав себя.
"Давид Девнозашвили лично контактировал с нами и с остальными фотографами и осуществлял психологическое давление как на меня, так и на мою супругу (Натию Геденидзе – ред.)", — сказал Ираклий Геденидзе в эфире интернет-телевидения Palitra TV.
Фотограф отметил, что угрозы были и в адрес его малолетних детей.
"У меня было время подумать об их будущем, как бы они выросли, ничего ли не случилось бы с ними, когда бы они возвращались из школы домой. Но меня сломило то фото, которое касалось моей супруги, и которую они (следователи – ред.) изъяли из моего личного архива. Это обусловило мое признание", — отметил Геденидзе.
О физической расправе заявил другой фотограф — Зураб Курцикидзе.
"Я, например, могу сказать о физическом давлении сразу же, как меня задержали и спустили вниз. Посадили в машину и впервые именно там на меня оказали давление. Меня везли в здание "Модуль" (ранее принадлежащее МВД – ред.), но прежде чем отвезти меня туда, забрали на "Тбилисское море" (окраина Тбилиси). Там меня били, запугивали. Но уже в тюрьме на меня не оказывали физическое давление. В основном это было психологическое давление", — рассказал Курцикидзе журналистам.
Повторное расследование, проведенное при новой власти, установило, что Ираклий Геденидзе, Зураб Курцикидзе и Георгий Абдаладзе стали жертвами расправы властей за фотографии, заснятые во время разгона акции протеста оппозиции 26 мая 2011 года. Фото вызвали широкий резонанс после обнародования в международной прессе и негативно сказались на рейтинге власти.
В конце июля 2011 года Тбилисский городской суд признал фотографов виновными в шпионаже. С учетом ходатайства прокуратуры их приговорили условно и освободили из зала суда. Зураба Курцикидзе приговорили к двум годам условно, Гиоргия Абдаладзе и Ираклия Геденидзе – к трем, а Натию Геденидзе — на полгода условно. По версии следствия, эти трое якобы создали шпионскую сеть, в которой участвовала и Натия.
Дело четырех фотографов было одним из самых скандальных в период президентства Михаила Саакашвили. Тогда в защиту фоторепортеров выступили журналисты и оппозиция. Местные НПО и международные организации требовали открытого расследования, что было невозможно из-за грифа "секретно". Гриф сняли недавно.
Что касается Михаила Саакашвили, то он объявлен во внутригосударственный розыск. Против экс-президента в Грузии возбуждены четыре уголовных дела.