Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета – для Sputnik
У Азербайджана и Израиля есть "большой потенциал для сотрудничества". С такой оценкой выступил президент АР Ильхам Алиев, комментируя на брифинге для прессы итоги визита в Баку израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
Это событие задолго до того, как оно состоялось, широко обсуждалось политиками и экспертами не только в Азербайджане и Израиле, но и за их пределами. Визит Нетаньяху даже называли "историческим" и "поворотным".
Насколько важными представляются азербайджано-израильские отношения сегодня, в условиях формирования нового статус-кво на Ближнем Востоке и растущей взаимосвязанности этого региона и Большого Кавказа? Можно ли говорить о формировании устойчивого стратегического альянса, имея в виду давние союзнические связи между Баку и Анкарой, а также нормализацию отношений между Турцией и Израилем после нескольких лет "холодного мира"?
Интерес Израиля к Закавказью растет
Кавказский регион нельзя отнести к числу важнейших приоритетов израильской внешней политики. В первую очередь Тель-Авив обеспокоен широким спектром проблем Ближнего Востока, будь то урегулирование конфликта с Палестиной, острая конфронтация с Ираном, взаимоотношения со странами арабского мира и Турцией. При этом внешнеполитическая деятельность Израиля базируется на таких "китах", как стратегическое союзничество с США и экономическое партнерство с Евросоюзом (который был и остается весьма критичным по отношению к действиям Еврейского государства в секторе Газа и на других направлениях).
Однако нельзя не заметить, что от года к году интерес Израиля к Закавказью и Центральной Азии значительно растет. И неслучайно после Баку Нетаньяху отправился в Казахстан.
Говоря о кавказских приоритетах Еврейского государства необходимо в первую очередь иметь в виду Иран. Несмотря на достижение компромисса между Тегераном и Западом по "ядерному вопросу", отношения между Исламской республикой и Израилем не претерпели принципиальных изменений. И сегодня не видно предпосылок для прорыва на этом направлении. В этой связи Тель-Авив рассматривает страны Закавказья если не как потенциальных союзников, то как благожелательных партнеров на границах Ирана. Отсюда и пристальное внимание Еврейского государства к Азербайджану.
Помимо этого израильская дипломатия традиционно уделяла значительное внимание выстраиванию конструктивных отношений со светскими государствами исламского мира (в этом контексте Тель-Авиву интересно не только развитие отношений с Баку, но и с Астаной и Ташкентом).
После того, как в 2010 году в отношениях между двумя стратегическими союзниками – Израилем и Турцией – наступил кризис, значение Азербайджана для Еврейского государства возросло. Заметим, что противоречия в двусторонних отношениях накапливались во многом из-за "исламизации" внутренней и внешней турецкой политики с приходом во власть Реджепа Эрдогана. Недавняя нормализация двусторонних отношений, достигнутая во многом благодаря американскому посредничеству, не является стопроцентной гарантией возвращения к прежним докризисным временам. И это придает дополнительные импульсы израильским сторонникам активного взаимодействия с Азербайджаном.
Впрочем, кооперация Тель-Авива и Баку определяется не только интересами Израиля. Азербайджан крайне заинтересован в преодолении с помощью Израиля и произраильских лоббистских структур мощного армянского лобби, препятствующего развитию американо-азербайджанских отношений.
Здесь следует особо упомянуть поправку № 907 к "Акту о поддержке свободы", которая ставит барьеры на пути включения Баку в военные и гуманитарные проекты США. В период президентства Джорджа Буша-младшего некоторые положения этой поправки были "заморожены", но не отменены полностью. Не произошло и прекращения финансирования социальных проектов в непризнанной Нагорно-Карабахской республике по линии американского госбюджета через различные агентства (например, USAID).
Израиль и Азербайджан сближают проблемы энергетической безопасности. Еще до введения в строй нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), в 1990-е гг., Еврейское государство стало вторым крупнейшим покупателем азербайджанской нефти. И сегодня эти закупки составляют, по разным оценкам, от 20 до 30% потребностей Израиля.
Две страны активно сотрудничают и в военно-технической сфере. Израиль наряду с Турцией, Украиной и Россией является одним из основных поставщиков военной техники в Азербайджан. Так, в контексте апрельской эскалации в Нагорном Карабахе активно обсуждалось использование азербайджанскими вооруженными силами израильских дронов, а сегодня дискутируются возможности для поставок систем противовоздушной обороны "Железный купол".
Не менее важный сюжет в контексте растущей турбулентности Ближнего Востока и угроз со стороны "Исламского государства" и других радикальных группировок – совместные действия по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Так, в канун визита израильского премьера глава Моссада Йосси Коэн анонсировал заключение между Баку и Тель-Авивом меморандума по вопросам безопасности.
При этом официальный Баку всячески подчеркивает свою благожелательность в отношении к еврейской общине Азербайджана. В ходе встречи с прессой по итогам визита Биньямина Нетаньяху Ильхам Алиев заявил: "Это их дом, здесь они чувствуют себя как дома и проводят большую работу для усиления нашей страны. Так было и в период царской России, когда Азербайджан был составной частью Российской империи, и в период Советского Союза, так оно есть и сейчас – в двадцатипятилетний период независимости".
Противоречия не исчезли
Однако было бы крайним упрощенчеством изображать азербайджано-израильские отношения как благостную картинку. Поспешно делать выводы и о складывании устойчивого стратегического альянса, не учитывая многочисленных нюансов ближневосточной и кавказской политики.
Во-первых, Азербайджан не может не учитывать общественных умонастроений. Наряду со светской оппозицией, чьи позиции сегодня крайне слабы, в прикаспийской республике действуют исламистские группировки разного идеологического окраса и разной степени радикальности. Однако они объединены своим неприятием Израиля, который воспринимается как "оккупант Палестины" и государство, противостоящее мусульманам. Причем данные взгляды разделяются отнюдь не только радикалами, но и многими гражданами, далекими и от экстремистских практик, и от политики в целом. И этот фактор влияет на подходы Баку.
Азербайджан последовательно поддерживает палестинскую независимость по линии ООН и ОИК (Организация Исламская конференция, где Азербайджан также весьма активен, видя здесь ресурсы для голосований в международных организациях по актуальным для Баку проблемам, в частности конфликту в Карабахе). В 2012 году при голосовании на Генассамблее ООН азербайджанская делегация поддержала повышение статуса палестинского представительства при Организации до уровня "государства-наблюдателя".
Проявляя интерес к наращиванию кооперации с Израилем, в Баку в то же время, не готовы разделить подходы Тель-Авива к Ирану. Ильхам Алиев предпринял энергичные шаги для нормализации отношений с южным соседом. "Азербайджан всегда выступал против санкций в отношении Ирана и открыто заявлял об этом на международной арене". Эти слова были произнесены азербайджанским лидером в ходе его совместной пресс-конференции с Хасаном Роухани в Тегеране в феврале нынешнего года.
Очевидно, что азербайджанское руководство не заинтересовано возвращаться к временам конфронтации, которые присутствовали в двусторонних отношениях в период президентства экстравагантного Махмуда Ахмадинежада. Но стремительное наращивание кооперации с Тель-Авивом для Баку чревато рисками на иранском направлении. Так, советник президента Ирана Али Аскар Солтание в канун визита Нетаньяху заявил, что Исламскую республику крайне беспокоит сближение Израиля и Азербайджана.
Тонкий баланс сил
Особая статья — фактор России. Сегодня Баку (как, впрочем, и Ереван) позитивно рассматривает роль Москвы в нагорно-карабахском урегулировании и поддерживает политические инвестиции Владимира Путина в мирный процесс. Речь, конечно же, о трехстороннем переговорном формате (президенты России, Азербайджана и Армении) в дополнение к Минской группе ОБСЕ. Однако есть небольшая деталь. Баку заинтересован в скорейшем изменении статус-кво в зоне конфликта, в то время как Москва предпочитает искать мирное решение без спешки и попыток изменить баланс сил военным путем.
В этом плане наращивание военной кооперации с Израилем, что среди прочего, составляет конкуренцию российскому ВПК, вызывает вопросы не только экономического порядка. Нарушение баланса сил в Закавказье чревато повторением апрельских событий 2016 года.
Но стоит заметить, что Израиль, преследуя свои интересы, предпочитает не вступать в прямую конфронтацию с Россией и, более того, координировать действия. В канун своего визита в Баку Нетаньяху в интервью американскому телеканалу "CBS" заявил, что его страна согласовывает свои действия с Москвой по Сирии во избежание возможных инцидентов. Скорее всего, некие схожие согласования ведутся (или будут вестись) и по кавказскому направлению.
Таким образом, внешняя политика постсоветского Азербайджана строится не на основе вступления в некие альянсы, а посредством селективного партнерства. Это – не выбор между Западом и Россией, Ираном и Израилем, а дипломатическая диверсификация. Схожим образом действуют и партнеры Баку.
В этой связи говорить о Закавказье, как о конкурентной площадке разных групп государств не представляется возможным. Скорее, мы видим сложное переплетение различных интересов, противоречий и даже конфликтов. Но в каждом отдельном случае предлагается особое решение, "нелогичность" которого партнеры иной раз предпочитают не замечать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.