В галерее "Дрезден" открыта художественная выставка "Тифлисъ — Эривань". В экспозиции представлены более ста работ армянских и грузинских мастеров. Корреспондент Sputnik Грузия пообщалась с организаторами и посетителями галереи и узнала о том, что такое тифлисская школа живописи и чем она интересна.
На выставке представлены картины порядка сорока художников XIX и XX веков. Среди них армянский классик Мартирос Сарьян, грузинский график Ладо Гудиашвили, режиссер Сергей Параджанов, представители французской школы живописи Жан Жансем и Жан Карзу, а также целые династии художников, таких как Элибекяны и Бажбеук-Меликовы и другие. По словам куратора выставки, экспозиция уникальна тем, что все работы принадлежат частным коллекциям, и многие картины впервые предстали перед широкой публикой.
Тигран Маргарян, куратор выставки, руководитель SarGallery:
"Идея организовать такую выставку пришла ко мне еще в студенческие годы. Я учился в художественной школе, и все эти имена звучали на лекциях по истории искусства. Прикоснуться к ним для меня было не просто идеей, а большой мечтой. В названии экспозиции мы использовали старые обозначения Тбилиси и Еревана (до 1936 года), так как большинство из представленных мастеров жили в то время. Почему именно Армения и Грузия? Дело в том, что Тифлис тогда был культурной столицей Закавказья, куда приезжали многие талантливые художники и поэты, среди них были и армяне. Мы хотели сделать акцент на культурной связи двух стран, которая сохраняется и по сей день. Кроме того, некоторых художников сложно отнести только к одной стране, например, многие армяне родились или выросли в Грузии, другие же переехали в Тифлис, чтобы заниматься непосредственно искусством".
Отличить творчество армянских художников от грузинских, действительно, сложно. Для представителей обеих стран характерны яркие и насыщенные краски, горные и морские пейзажи, изображение цветов и уютных двориков старого города. По словам Тиграна Маргаряна, угрюмых и пессимистичных работ практически не встречается. В первую очередь, это связано с теплым климатом и богатой природой, а также с особенностями национального характера, к которому относятся дружелюбие и уважение к старшим, жизнерадостность и гостеприимство, любовь к застольям и почитание (женской) красоты. Однако несмотря на схожие мотивы, каждый автор имеет свой почерк.
Одним из ключевых художников, представленных на выставке, является Мартирос Сарьян, которого называют патриархом армянской живописи. В коллекции имеются его фотографии, где можно увидеть, как к гуру на поклон идут молодые мастера. А также Вардгес Суренянц, чьи картины выставлены в музеях по всему миру. В экспозиции есть одна его необычная работа – она выполнена на палитре для красок. На ней изображена замужняя девушка, ученица Суренянца, в которую он был влюблен. И, конечно, режиссер Сергей Параджанов со своими набросками, сделанными в тюрьме в 70-х годах. И хотя зарисовки выполнены не в реалистичной манере, если встретить его персонажей на улице — их сразу можно узнать.
"Мы делали акцент на узнаваемых фамилиях, которые ставятся в пример и которые на слуху. Это первый ряд тбилисских художников – своего рода отдельная школа в восточном искусстве. Здесь есть редчайшие вещи, жемчужины, которые очень трудно найти в тех или иных коллекциях, только в национальных музеях".
Татьяна Годовальникова, член Союза художников России:
"На выставку я пришла случайно – хотела посмотреть новую галерею. Но оказавшись здесь, я встретила весну, потому что Армения и Грузия – это юг, солнце, цветы, и это тепло излучается из всех картины. Приятно увидеть в экспозиции мастеров, которых мы знаем еще из хрестоматии. Сергей Параджанов с необычными рисунками из тюремного цикла, где несмотря на тематику, присутствует художественность. Мартирос Сарьян меня очень впечатлил – нечасто увидишь на выставках его картины. А альбом графики Рудольфа Хачатряна мне когда-то попался в юности, а сегодня я увидела его живьем. Он, кстати, сам научился рисовать, ориентируясь на Гольбейна. Он показал, что, имея только любовь к искусству, можно добиться хороших результатов".
На выставке "Тифлисъ — Эривань" можно встретить представителей разных направлений: от реалистов до авангардистов, есть даже импрессионные вещи. Более того, организаторы не стали ограничиваться двумя городами и представили публике французских художников Жана Жансема (при рождении Ованес Семерджян) и Жана Карзу (при рождении Гарник Зулумян). Эти мастера выросли во Франции и состоялись там как художники, однако немногие знают, что они были этническими армянами. Их картины отличаются от представителей тбилисского круга. В основном, они рисовали в смешанной технике, используя акварель и тушь. У Жана Карзу – это парижские пейзажи, а у Жана Жансема – женские силуэты.
Валентина Кукина, посетитель выставки:
"Я проходила мимо и увидела галерею, решила зайти, так как интересуюсь искусством. К сожалению, я незнакома с творчеством армянских и грузинских художников. Но на выставке меня поразили картины, выполненные тушью и пером. Сама техника рисования очень сложная – все должно быть четко и аккуратно, нельзя нарисовать и стереть. Нужно хорошо видеть и представлять, что ты рисуешь, только тогда у тебя получится выполнить это и на бумаге".
Одна из самых больших картин выставки принадлежит Григору Ханджяну. Издалека кажется, что на ней запечатлен какой-то церковный мотив – женщина с нимбом над головой. Но это произведение называется "Мать", которую автор представляет в образе святой, с уставшим лицом и постаревшими от труда руками. Рядом с Ханджяном в глаза бросаются яркие работы Роберта и Генриха Элибекян, выполненные в абстракционизме – необычные цвета и геометрические формы.
Многогранной и заставляющей остановиться и вглядываться в эскиз является и графика Ладо Гудиашвили. На выставке также встречаются натюрморты с броскими цветами. Примечательно, что автор одной из таких картин — Дмитрий Налбандян, мастер советского парадного портрета, который рисовал И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и других партийных деятелей. Есть в галерее работы Гаянэ Хачатурян, напоминающие примитивизм, и тбилисские дворики Егише Тадевосяна и Джованни Вепхвадзе и много других интересных произведений.
После закрытия экспозиции все картины вернутся обратно в частные коллекции. Однако организаторы планируют ежегодно проводить выставку армянских и грузинских художников в Москве, но уже в формате фестиваля.
Выставка "Тифлисъ — Эривань" продлится в галерее "Дрезден" до 15 января.