Колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер попыталась понять, что же такое грузинский театр на самом деле, каковы его сильные и слабые стороны и в какой стадии своего развития он сейчас находится.
Как создавался грузинский театр
Грузинский театр, как и кино, отличительной чертой которого является пронзительная художественность и горький смех сквозь слезы, всегда обладал каким-то магнетическим эффектом. Казалось, игра актера, великолепие которой передавалось публике через всепроникающий и мощнейший стержень режиссера-постановщика, была не просто игрой, а жизнью, реальным переживанием, способным донести до зрителя главное – то, за чем он пришел. А зритель, как правило, приходит в театр, чтобы встретиться не с миром, не с чувствами своих героев, не с незнакомыми волнительными историями, а с собой – со своими мечтами и страхами, сомнениями и эмоциями, тайными мыслями и надеждами.
Эту функцию грузинский театр всегда выполнял блестяще. И началось это давным-давно. Вообще летоисчисление грузинского театра уходит корнями в заоблачное прошлое. В истории Грузии элементы театрального искусства можно встретить и в древних праздничных ритуалах наших предков, и в таинствах хоровых песнопений. Есть даже свидетельства о существовании в Грузии церковного театра после принятия христианства в IV веке. Нельзя не вспомнить народные театральные представления "Берикаоба" — это грузинский народный театр масок с притягательными сюжетами и яркими персонажами.
Также известно, что в 90-х годах XVIII столетия, при дворе царя Ираклия Второго функционировал национальный театр, в котором ставились грузинские и переведенные с русского языка на грузинский спектакли. В то же время процветала деятельность грузинского театра "Сахиоба", руководителем которого был князь Давид Мачабели.
Официально принято считать, что грузинский театр как таковой зародился в Грузии 14 января 1850 года, на вечере в актовом зале Тифлисской гимназии, когда грузинская публика впервые увидела пьесу "Развод" основателя грузинского театра Георгия Эристави. В то время это был первый и единственный профессиональный грузинский театр в стране. Как говорит история, Эристави удалось поставить этот спектакль благодаря поддержке грузинской аристократии и русского наместника князя Михаила Воронцова. Театру Эристави приходилось работать в сложнейших условиях — жесткая цензура, отсутствие удобств, а также открытое неприятие чиновников и препятствие развитию национального театрального искусства. В результате, просуществовав чуть более пяти лет, театр Георгия Эристави, к великому сожалению, прекратил работу. И вплоть до конца 70-х годов XIX века пьесы грузинских драматургов ставились исключительно на сценах любительских театров.
Очередной и крайне плодотворный этап в развитии грузинского сценического искусства начался в 1879 году, когда в Тбилиси группа передовых деятелей, возглавляемая писателем Ильей Чавчавадзе и поэтом Акакием Церетели, сумела добиться разрешения на открытие грузинского профессионального драматического театра. Через год драматический театр был основан также и в Кутаиси. Именно в тот период на сцену грузинских драматических театров приходят талантливые актеры и режиссеры Васо Абашидзе, Ладо Месхишвили, Нато Габуния, Мако Сапарова-Абашидзе, Котэ Кипиани, Котэ Месхи, Валериан Гуния и многие другие. Это были талантливейшие мастера грузинской сцены, благодаря которым театральное искусство Грузии приобрело яркие, четкие и достойные черты. На сцене в основном ставились романтические и реалистично-комедийные направления, но параллельно входили в моду и произведения зарубежной классической драматургии.
Нельзя не отметить, что безусловное восхождение грузинского театра связано с именами великих режиссеров Котэ Марджанишвили и Сандро Ахметели, которые олицетворяют целую эпоху в театральном искусстве Грузии. Тенденции того времени по сей день оказывают влияние на профессиональную театральную жизнь страны.
Грузинский театр сегодня: мнения и пожелания
Сегодня в Грузии работает до 48 государственных театров. В стране также есть множество частных, независимых, экспериментальных и любительских театральных коллективов, в том числе работающих на языке национальных меньшинств. В Тбилиси и в регионах страны проводится несколько масштабных ежегодных театральных фестивалей, как национальных, так и международных. На их подмостках грузинские театралы знакомят публику не только с новинками и авангардным направлением грузинского театра, но и представляют передовые спектакли известных театральных труп со всего мира.
Но свой, грузинский театр всегда был и остается для местных жителей особенным удовольствием. И, как и любой другой театр, он имеет свои характерные особенности, о которых нам с удовольствием рассказал выдающийся грузинский режиссер театра и кино, художественный руководитель двух театров – Тбилисского русского драматического театра им. А.С.Грибоедова и Свободного театра, обладатель множества международных премий и наград Автандил Варсимашвили.
"Грузинский театр – это в первую очередь, очень сильная режиссура, это формальная режиссура, с синтезом мастерства актера. У нас одинаково сильна как актерская, так и режиссерская школа. Дело в том, что Михаил Туманишвили, реформатор грузинского театр, он основал такую сильную режиссерскую школу, что практически все грузинские спектакли – они носители очень жесткой режиссерской формы, в отличие от многих театров других стран. И вот синтез этой самой формальной режиссуры и очень сильного актерского мастерства и есть грузинский театр", — отметил Варсимашвили.
Слабой стороной современного грузинского театра режиссер считает безразличие властей к театрам, в то время как грузинский театр, по словам Варсимашвили, достоин большего.
"Поэтому грузинскому театру я пожелал бы, чтобы государство больше присматривало и ценило бы его. К примеру, исходя из статистики, получается, что грузинский театр совершает где-то до 50-ти выездов в год за пределы Грузии. Это разные фестивали, гастроли… То есть столько раз театр представляет имя Грузии за пределами страны. Я бы пожелал, чтобы было достойное финансирование и помощь государства. И я уверен, что тогда в несколько раз возрастет популярность не просто грузинского театра, но и всей нашей страны", — заключил Варсимашвили.
Однако, как и любой социальный организм, театр на протяжении времени испытывает трансформации, перемены и даже кризисы. Некий сложный и переломный момент в грузинской театральной сфере отмечает сегодня известный режиссер театра и кино и основательница Грузинского международного фестиваля искусства GIFT им. Михаила Туманишвили Кети Долидзе.
"Я думаю, что сегодня глобально в грузинском театре есть довольно серьезный кризис. Это мое личное мнение. Потому что великая эпоха Туманишвили, а потом Роберта Стуруа и Темура Чхеидзе пока не заменена кем-то… Я не могу сказать, что в грузинском театре сегодня есть какие-то откровения, новое слово или какие-то искания особенные. Не могу этого сказать, к сожалению. Тем не менее грузинский театр очень интенсивно работает, молодыми режиссерами ставятся спектакли. Но раньше грузинские спектакли были мирового класса и стандарта. А вообще, я думаю, что не только в грузинском, но и во всем мире в этом плане кризис, большая великая эпоха мирового театра сейчас в каком-то затишье", — считает Долидзе.
При этом режиссер отмечает сильные стороны, характерные для грузинского театра: "Мы очень сильны на психофизическом уровне – всегда производим сильное впечатление. Актерская школа у нас и сегодня сильная. Поэтому в День основания грузинского театра я пожелала бы нашему театру больше новаторства, открытости, успеха и побольше талантов".
Будущее грузинского театра
Несмотря ни на что, современный грузинский театр усиленно работает, совершенствуется и удивляет новыми и довольно впечатляющими именами. Одно из них Дата Тавадзе – это один из самых перспективных, молодых и талантливых грузинских театральных режиссеров из Тбилисского Театра королевского квартала. Бесспорный новатор, экспериментатор и безумно влюбленный в театр человек, Тавадзе видит отличие грузинского театра от европейского в следующем:
"Европейский театр более многосторонний и пестрый. А в грузинском театре, я думаю, нам сложно принимать новые формы, виды и методы театра. Европейский театр — он разный, и эта разность и есть самая притягательная черта европейского театра. Я бы хотел, чтобы грузинский театр был таким же пестрым в поисках форм и в поисках языка", — говорит Тавадзе.
Режиссер считает, что сегодня грузинский театр находится в переходной стадии, в которой самое время задавать принципиальные вопросы и искать на них ответы. По словам Тавадзе, пора задуматься о театре и его функции в свободной независимой стране. Потому что театр, по мнению режиссера, должен указывать именно на уровень свободы слова в стране.
"Говоря о грузинском театре и обращая внимание к искусству, мы можем понять на каком уровне находится в нашей стране свобода слова и выражения. И не только на сцене, но и в обществе. То есть все это отражается: и то, что мы замкнуты в себе, что мы не можем раскрыться полностью. Сказать то, что мы правда хотим сказать и можем сказать – мы не говорим. Это какая-то самоцензура, которая, конечно же, существует в таком традиционном обществе, как грузинское. И в грузинском театре, который в принципе традиционный театр", — считает режиссер Театра королевского квартала.
По мнению Даты Тавадзе, грузинский театр должен быть своеобразным микрофоном для диалога со своим обществом, местом, где стираются пропасти между сценой и зрителями, где зритель будет слышать и наблюдать со сцены свои мысли, страхи и проблемы. А актер, который по словам режиссера, должен быть своего рода активистом, должен говорить то, что зритель иногда не может сказать.
"Мне бы хотелось, чтобы грузинский театр, действительно, стал платформой, где мы смогли бы услышать голос нашего общества. Мне бы хотелось слышать то, что думает современный свободный человек в нашей стране. Потому что я думаю, что сцена – это платформа для свободных людей. И в театре мы должны осмеливаться говорить то, что иногда общество боится сказать, и то что мы боимся произнести в жизни. Я бы пожелал грузинскому театру смелости, ничего не бояться и стараться говорить честно и правдиво", — сказал грузинский режиссер.