Великий пост не имеет определенной даты начала и конца, как и в православной традиции он напрямую связан с наступлением Пасхи. В 2019 году католики Светлое Воскресение Христово празднуют 21 апреля.
Название "Пепельная среда" произошло от древнего обряда посыпать голову пеплом — как символ отпущения грехов.
История
Обычай посыпать голову пеплом в знак покаяния известен во многих древних культурах и традициях, в том числе и в Древнем Египте, у арабов и в Греции. В Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом скорби, покаяния и смирения перед богом.
Этот обычай во всей Католической Церкви ввел папа Урбан II в 1091 году. В это же время было установлено, что пепел, которым пользуются для посыпания голов верующих, должен быть из вербных (пальмовых) веток, освященных в Вербное воскресенье прошлого года.
Постоянная традиция начинать Великий пост в Пепельную среду установилась в традиции Католической Церкви в 1570 году.
С тех пор, в этот день в католических соборах проводят обряд посыпания пеплом, когда священник наносит на лоб верующих пеплом крест.
Ход ритуала зависит от местных традиций: либо священник наносит пеплом крестное знамение на лоб верующего, либо посыпает им голову. Монахам пепельный знак наносится на тонзуру, а монахиням, которые не имеют права снимать в церкви головной убор, священник пеплом чертит крест на лбу.
В этот день во всех католических (а также в англиканской и некоторых протестантских) церквях мира проводится литургия Пепельной среды.
Во время обряда священник говорит каждому верующему "Покайся и веруй в Евангелие" либо произносит библейскую фразу "Из праха вышел и в прах возвратишься".
В одних местностях прихожане смывают пепел перед тем, как покинуть церковь. Это означает, что они очистились от грехов. В других — верующие выходят из храма с крестом, как бы "неся его в мир".
Пост
Великий пост был установлен еще в апостольские времена. Первоначально он длился от 24-х до 40 часов, в течение которых христиане полностью отказывались от пищи.
В середине III века в некоторых поместных Церквях появился шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов.
В начале V века все поместные Церкви приходят к идее 40-дневного Великого поста, как десятины года. Однако исчисление его дней зависело от местности.
У католиков пост, в отличии от православных, начинается за 45 календарных дней до празднования Светлого Воскресения Христова. Время поста составляет 40 дней — 6 недель (исключая воскресенья) и 4 дня.
Традиции соблюдения поста также отличались — кто-то отказывался от любой еды животного происхождения, а кто-то употреблял рыбу, другие же могли кушать и птицу.
В православной традиции пост непрерывен и состоит из шести недель и Страстной седмицы. Начинается он в понедельник, который называют Чистым понедельником.
Пепельной среде предшествует так называемый Жирный вторник или Марди гра (аналог Масленицы), который является последним днем времени карнавалов, празднеств и развлечений перед Великим постом. В Православной церкви последний день перед постом — Прощеное воскресенье.
Народные традиции
Пепельная среда в народе означала переход от Мясопуста, веселых гуляний, карнавалов и обильных застолий к строгому Великому посту. В старину этот день считали опасным, поэтому старались соблюсти определенные запреты.
В этот день проводили разные обряды, чтобы защитить семью и хозяйство от разных бед и привлечь в дом благоденствие.
Плохой приметой считалось прясть или шить — лен и конопля могут не вырасти, куры не будут нестись. К плохим приметам относилась подкладывать яйца под наседку — цыплята и утята вылупятся кривыми и так далее.
Многие хозяйки в Словении в Пепельную среду на рассвете смазывали ступни домочадцев бульоном, в котором варилась свиная голова, тем самым защищая их в течение предстоящего года от змеиных укусов, ран и других несчастий. Остатками бульона обрызгивали огород, чтобы кроты не рыли землю.
Люди считали, если обойти двор с косой и быть по ней палкой, тогда лиса не будет таскать кур. В этом день хозяйки готовили длинную лапшу, чтобы колосья уродились высокими, пекли большие пироги, чтобы свиньи были жирными.
Чтобы лен и конопля были высокими в этот день женщины собирались вместе пили, пели и танцевали с высокими поскоками. Также хозяйки хранили "Мясопустную" золу, которую выгребали на рассвете в среду, которой обсыпали деревья и кусты в Страстную пятницу, тем самым защищая их от гусениц.
В Пепельную среду "наказывали" молодежь, достигшую брачного возраста, которая не вступила в брак во время "Мясопуста". Обряд связанный с волочением бревна девушками и парнями, с последующим выкупом назывался у поляков, словаков, словенцев и хорватов "колодка". Обряд иногда проводился и в "Мясопуст".
Осуждение безбрачия словенцы и хорваты выражали тем, что выставляли соломенные куклы на крышах домов, прислоняли к дверям, вешали на окна и деревья, растущие по близости. А в некоторых деревнях приносили к дому девушки и хоронили в снегу или сжигали.
В Польше в наказание в ночь на Пепельную среду об стены разбивали горшки с "журом" (кислой похлебкой), с пеплом или навозом.
Вступившие в брак тоже платили, но уже "вступное" за вход в общество замужних и женатых. Обычно молодухи ставили угощение и выпивку, а парни платили выкуп.
В Пепельную среду устраивались различные игры по случаю окончания Мясопуста, в том числе хоронили чучело, а в некоторых сжигали символ и прыгали через огонь. Обряд аналогичный проводам Масленицы.
Материал подготовлен на основе открытых источников.