Александр Геловани
В Тбилиси приехал премьер-министр Турции Бинали Йылдырым. Приехал не один, вместе с шестью министрами. Сегодня же состоится встреча министров обороны Турции, Грузии и Азербайджана в Батуми. Налицо явная активизация контактов, при которых у каждой стороны имеются свои цели.
Экономическое партнерство
Вот уже более двадцати пяти лет Турция является главным экономическим партнером Грузии. По данным Госкомстата, импорт из Турции в Грузию в 2016 году составил 1,4 миллиарда долларов. Заметим, что этот год был далеко не лучшим. Для сравнения: за два года до этого, в 2014 году, Грузия закупила турецких товаров на сумму 1,7 миллиардов долларов. Для экономики Турции, импорт которой в том же 2014 году составлял более 85 миллиардов долларов, возможно, цифра и не столь значительная. Однако, не будем забывать, что речь идет о солидных суммах, за которыми стоят конкретные люди, получающие прибыль и развивающие свой бизнес.
Не менее впечатляющи и размеры турецких инвестиций в Грузию. Турция занимает второе место по инвестиционной активности в Грузии, уступая лишь Азербайджану. При этом объем частных инвестиций из Турции превышает инвестиции всех других стран. Это означает, что турецкие предприниматели хорошо себя чувствуют на грузинском рынке и, несмотря на определенную экономическую нестабильность, готовы вкладывать в экономику Грузии создавая рабочие места и, естественно, извлекая прибыль для себя. Учитывая то обстоятельство, что нынешняя турецкая власть особенно сенситивно относится к своим избирателям, можно сделать вывод, что приезд министра экономики Турции в составе делегации премьер-министра был далеко не случайным.
Завершая разговор об экономике, естественно, необходимо отметить глобальные проекты, в которых Турции, Грузии и Азербайджану отводится ключевая роль. Прежде всего это нефтепровод Баку —Тбилиси — Джейхан, а также железная дорога Баку — Тбилиси — Карс и южнокавказский газопровод TANAP. Все эти проекты являются жизненно важными как для Азербайджана и Грузии, так и для Турции. И дело не только в экономической составляющей. Существование этих проектов повышает уровень заинтересованности крупнейших мировых игроков в сохранении мира и стабильности на Южном Кавказе, что, в свою очередь, является необходимым условием для развития в целом.
Турция и большая политика
Мир вообще и Ближний Восток, в частности, вошел в период турбулентности. И чего греха таить – Турция, один из важнейших партнеров Грузии, находится в самом эпицентре. На самом деле у Турции очень серьезные проблемы, и связаны они как с внутренней политикой, так и с внешней, хотя грань между этими двумя понятиями в случае с Турцией настолько размыта, что часто одно переходит в другое.
В самой Турции пора больших перемен. Неудавшаяся попытка военного переворота и последовавшие за ней мероприятия, направленные против политических противников нынешней власти, а также прошедший в стране референдум, оформивший переход от парламентско-президентской республики к президентской, фактически разделили страну надвое, создав при этом серьезные внешнеполитические трудности.
Проблема на проблеме
К концу срока администрации Обамы отношения Турции с Соединенными Штатами были сильно испорчены. И хотя сейчас, после визита Эрдогана в Вашингтон, заговорили о восстановлении и даже развитии этих отношений, пока это всего лишь надежды.
Не стоит забывать, что американцы не отказались от идеи вооружения сирийских курдов. Причем цель американской администрации понятна — им необходимо, чтобы кто-то взял штурмом Ракку, практически единственный крупный город, который все ещё остается под контролем ИГИЛ. И самая подходящая кандидатура для этой миссии — курдские отряды YPG. И все бы хорошо, если бы те же самые отряды YPG не были бы практически одним целым с вооруженными группировками PKK, ведущими террористическую войну против Турции.
Сирийский гамбит является очень сложно разрешимой задачей для новой администрации США, да и от позиции самого Трампа зависит далеко не все.
Отношения с Европейским Союзом и того хуже. Европа и до этого не горела особым желанием видеть Турцию в своем составе, просто воспользовалась внутриполитическими трудностями Турции, для того чтобы раз и навсегда подчеркнуть — таким как Турция не место в Европейском Союзе. Ну, не место и не место, казалось бы, на этом вопрос можно было бы закрыть. Однако, из Брюсселя и ряда других европейских столиц постоянно слышится резкая критика турецкого внутриполитического курса, что, естественно, не может не раздражать руководство страны. Добавьте к этому недавнее обострение отношений между Турцией и Болгарией во время выборов в болгарский парламент, а также сохраняющуюся напряженность между Турцией и Грецией… Да и отношения с Россией все ещё не безоблачны. Несмотря на общее урегулирование отношений между Москвой и Анкарой после кризиса в 2015 году, отношения пока не восстановлены в полном объеме. Да и противоречия в Сирии сохраняются.
Не все в порядке и с ближневосточными соседями, так отношения с арабскими странами, и особенно с Египтом, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Про Иран говорить излишне, там традиционное соперничество.
Добрые соседи
Таким образом мы имеем картину, при которой Грузия и Азербайджан остаются фактически единственными соседями, у которых у Турции нет особых проблем. В таких условиях поддержка на международной арене даже такого незначительного партнера, как Грузия, может оказаться весьма полезной для Турции. Тем более, что и сама Грузия жизненно заинтересована в стабильном и экономически сильном соседе на своих южных границах.
Что касается интереса Анкары, то он, в данной ситуации, понятен. С одной стороны, для Турции необходимо сохранить и упрочить свою роль энергетического хаба Европы, и в этой роли Грузия является необходимым компонентом. Кроме того, для Турции, как региональной державы, важно сохранение стабильности на Южном Кавказе, так как понятно, что когда вокруг и так все горит, возникновение ещё одного очага возгорания крайне нежелательно.
За почти три десятка лет, прошедших после того, как Турция открылась для Грузии, отношения между двумя странами развивались по хрестоматийно показательной схеме. Именно так и должны развиваться отношения между соседями.
Это совсем не значит, что в турецко-грузинских отношениях не было проблем. Проблемы были и есть, Но, если учесть то обстоятельство, что в Грузии достаточно активно велась и некоторыми политическими силами до сих пор ведется антитурецкая пропаганда, позиционирующая турок как исторических врагов, решение этих проблем вполне может войти в учебники дипломатии, как пример реалистичного подхода, при котором в выигрыше остаются обе стороны.