По итогам кропотливой работы архитекторы разработали проект Генерального плана землепользования, который на прошлой неделе представили на суд общественности.
Один из руководителей группы специалистов компании "Сити институт Грузия", архитектор Мераб Болквадзе в эксклюзивном интервью Sputnik Грузия рассказал о результатах проведенной работы и об основных аспектах разработанной концепции.
- Какие основные проблемы были выявлены в Тбилиси в процессе разработки документа, которые в первую очередь необходимо решать?
— Самая серьезная проблема – это то, что за последние годы резко ухудшалась жилищная среда. Между зданиями появлялись новые застройки, что значительно ухудшило жилищную среду, жилищные условия и увеличило интенсивность застройки.
Второе — в городе было очень много предприятий, которые сейчас приостановлены. В результате, в Тбилиси появилось много территорий, которые нуждаются в реориентации, в конверсии.
Третье — ухудшилось экологическое положение, поэтому необходимо развитие и защита ландшафта и зеленых пространств.
Четвертое — в очень плохом положении находится в целом транспортная система. Соответственно, мы разработали транспортные коридоры. Необходимо полноценно обеспечить население города общественным транспортом для того, чтобы сократить количество выхлопов, сделать передвижение легче и многое другое.
- Какую концепцию развития города вы предлагаете?
— Мы провели предпроектное исследование, изучили старую документацию, выявили огромные проблемы и разработали план землепользования. Основным вопросом концепции, в первую очередь, является защита контура застройки города и ограничение внешнего развития. То есть освоение новых больших территорий нецелесообразно, поскольку у города есть ресурс развития внутри города в виде территорий, где есть недостроенные и неразвитые приостановленные предприятия. Площадь таких территорий в Тбилиси составляет более 800 гектаров. Поэтому защита компактности, использование ресурса внутри города — это главная задача.
Второй вопрос, как я уже сказал, это защита и развитие ландшафта и зеленого покрытия, а также создание их единой системы, поскольку в Тбилиси один из самых низких нормативных показателей уровня озеленности на душу населения. В этом плане очень важно возвращение городу реки при помощи создания зеленых ареалов. В городе очень много закрытых рек. Только в Тбилиси у реки Куры (Мтквари) 54 притока, в определенных местах необходимо их открыть.
И третье, для решения транспортных проблем необходимо строительство новых мостов. Безусловно, это надо делать последовательно.
- Вы сказали, что необходимо вернуть городу реку. Что вы имели в виду, и как вы намерены это сделать?
— Мы считаем, что город потерял реку, поскольку река находится между автомобильными дорогами и дамбами. Фактически к реке невозможно подойти близко. Поэтому вдоль реки необходимо развитие зеленых ареалов с рекреационной функцией. Мы обозначили такие ареалы у Куры: среди них строительство городского парка в Дигомских поймах и в Поничала. Кроме того, на правой набережной напротив храма Метехи мы предлагаем обустроить городской бульвар.
Что касается развития речного транспорта, то Кура является горной рекой, и там возможно развитие туристического транспорта, например, в ареале Метехи. Кроме того, мы обозначили пешеходные мосты для связки набережных в активных местах.
- Как вы представляете развитие территории, прилегающей к водохранилищу "Тбилисское море"?
— Территория "Тбилисского моря" должна быть свободна от всякого жилья, там может развиваться только рекреативная перспектива. Как вам известно, у "Тбилисского моря" есть питьевое назначение, поэтому там действует много ограничений на строительство.
У нас также есть предложение в связи с альтернативным водоснабжением Тбилиси. Проект предусматривает снабжение города из Цалкского водохранилища. Это необходимо осуществить, чтобы удовлетворить те требования, которые могут появиться у города в перспективе, и для того, чтобы обеспечить Тбилиси альтернативным источником водоснабжения.
- Проблема передвижения транспорта остро стоит в Тбилиси. Какие предложения есть у группы специалистов в этом направлении?
— Разработано три коридора для развития общественного транспорта в Тбилиси. Когда мы говорим об этом, то имеем в виду трамвайные пути. Однако в связи с тем, что трамвайные пути – это дорогое удовольствие, на первом этапе можно говорить о выделенных линиях для общественного транспорта.
Согласно проекту, первый коридор включает маршрут Диди-Дигоми – проспект Маршала Геловани – Сабуртало – Ваке – площадь Свободы – автовокзал Ортачала. Второй коридор — Глдани – проспект Церетели – проспект Агмашенебели – Рике. И третий, Авчальское шоссе – Центральный вокзал – Кахетинское шоссе.
- В Генплане также идет речь о строительстве новых канатных дорог. Что вы предлагаете сделать в этом направлении?
— Для строительства канатных дорог мы обозначили несколько мест в городе. Один из ареалов – от улицы Нуцубидзе в направлении озера Лиси. А также от метро Дидубе в направлении озера Лиси. От метро Исани до Шавнабада. От Вокзальной площади до Тбилисского моря. Всего назначено 7-8 направлений канатных дорог. Их появление будет возможно постепенно.
Что касается канатной дороги от проспекта Руставели до парка Мтацминда, то она обязательно должна быть восстановлена. Проект ее восстановления разрабатывается.
Как правило, канатные дороги не учитываются в транспортных отчетностях. Они не всегда используются из-за ветра и климатических условий. Однако, канатки очень важны с туристической точки зрения и особенно необходимы городу с нашим рельефом. Поэтому развитие канатного транспорта необходимо.