Но мало кто знает, что в Грузии можно найти полуфабрикат – замороженные хинкали, которые нужно лишь на несколько минут окунуть в кипящую воду.
Разрушая стереотипы
Если бы примерно 10 лет назад любому жителю Грузии сказали, что он за 15-20 минут сам сумеет приготовить хинкали, он решил бы, что это неудачная шутка.
Сейчас темпы жизни растут, полуфабрикаты становятся все более популярными. Хинкали – не исключение.
Лаша Талахадзе, директор компании G & A Group, вместе с единомышленниками решил начать производство замороженных полуфабрикатов, чтобы, как он сам говорит, "облегчить жизнь людям", и создал еще одну компанию — "Рера".
"Наша компания — один из крупных поставщиков сырья, которое, в основном, необходимо для производства полуфабрикатов. Есть компании, которые ввозят сырье, а есть такие, которые покупают у нас. И у нас появилась идея – если другие покупают мясо у нас и производят полуфабрикаты, почему мы сами не можем попытаться сделать то же самое?", — рассказывает Талахадзе Sputnik Грузия.
"Производи в Грузии"
Одной идеи для успешного бизнеса недостаточно. Не последнюю роль в этом деле играют деньги. В 2016 году Талахадзе обратился к государственной программе "Производи в Грузии" и сумел получить кредит в размере более 1,6 миллиона долларов США.
"В 2016 году мы взяли в кредит 1 миллион 625 тысяч долларов. В нашем случае дело было приблизительно так. Мы сделали укрепление и ремонт здания, в котором мы сейчас находимся, и оборудовали цех", — рассказал Талахадзе.
Благодаря дешевому кредиту, помимо цеха по производству замороженных хинкали, компания построила завод по копчению скумбрии и засаливанию селедки.
Кроме нескольких видов хинкали, на заводе производят полуфабрикаты пельменей, кебаба, блинов и котлет.
Продукт завтрашнего дня
Лаша Талахадзе считает замороженные полуфабрикаты продуктом завтрашнего дня. А пока главной проблемой на рынке Грузии предприниматель считает низкий спрос и высокую конкуренцию.
"Конкуренция довольно высокая. Я думаю, что замороженные полуфабрикаты – продукт завтрашнего дня, потому что у нас остается все меньше и меньше времени для кухни – мне, вам, любому другому человеку. Замороженные мясопродукты дают возможность в максимально короткие сроки приготовить очень вкусные и полезные продукты", — добавил он.
Статистические данные, впрочем, свидетельствуют о том, что спрос на такую продукцию растет. По данным Национальной службы статистики Грузии "Сакстат" ("Грузстат"), в 2015 году реализация замороженных полуфабрикатов в день в среднем составляла 17 тонн, а в 2016 году выросла до 25 тонн.
Недобросовестные производители
Одна из основных проблем в сфере замороженных полуфабрикатов – это недобросовестные производители, уверен Талахадзе.
Сегодня на грузинском рынке представлены от пяти до шести крупных производителей полуфабрикатов, однако есть множество мелких компаний, которые жертвуют качеством, чтобы держать низкую цену.
Именно из-за низкого качества потребитель скептично смотрит на замороженные полуфабрикаты и старается обходить их стороной.
"Главная проблема, наверное, в том, что культура потребления находится не на должном уровне. Множество потребителей с недоверием смотрят на эту продукцию. Второе — есть компании, которые не удовлетворяют никакие стандарты. Соответственно, из-за их некачественного продукта я несу потери. Есть определенная планка стоимости, ниже которой не опустишься, как бы дешево ты ни производил продукцию", — сетует он.
Но конкуренты с товаром низкого качества не пугают Талахадзе. Он считает, что со временем сумеет переманить на свою сторону потребителей.
"Мы переманим потребителей, в первую очередь, тем, что у нас действительно хороший продукт, приемлемые цены в доступных для потребителя местах", — добавил Талахадзе.
Немного цифр
Предприятие "Рера" относительно молодое: действует с сентября прошлого года. Но в реализации продукции уже заметен прогресс.
Ежемесячно компания реализует продукцию на 200 тысяч лари (более 83 тысяч долларов), из которых от 60 до 65% занимают полуфабрикаты, а остальное – рыбная продукция.
С сентября 2016 года компания произвела продукцию на общую сумму от 1,5 миллиона лари (625 тысяч долларов) до 1,8 миллиона лари (750 тысяч долларов), из которых продукция примерно на 1 миллион лари (более 416 тысяч долларов) – это замороженные мясопродукты, а остальное – рыба.
Покорение зарубежного рынка
Компания "Рера" сейчас работает только на грузинском рынке. В планах у владельцев – вывоз товара за рубеж, но одним из основных условий для этого является получение международного сертификата качества ISO.
Процесс получения сертификата изнурительный и требует больших денежных затрат, признается Талахадзе, однако он уверен, что в конце августа компания сможет его получить.
"Одним из основных требований является обустройство вентиляционной системы, потому что кроме температуры, необходимо сохранять определенную влажность", — сказал Талахадзе.
По предварительным данным, первой страной, куда "Рера" планирует выйти со своим товаром, будет Азербайджан.
"Потому что у грузинской продукции в Азербайджане есть очень высокий мандат доверия", — говорит он.
Ситуация на международном рынке
Грузия – не новатор в сфере производства замороженных полуфабрикатов. По словам Талахадзе, полуфабрикаты очень популярны в России, а Грузия лишь "копирует успешные идеи".
Несмотря на то, что хинкали, кебаб, пельмени, котлеты и блины производятся в Грузии, их сложно назвать чисто грузинскими продуктами.
Дело в том, что сырье, необходимое для их изготовления, ввозится из разных стран мира.
Рыба, по словам Талахадзе, к ним на завод поступает из Норвегии. Замороженное мясо ввозится из Бразилии, Канады и Украины.
"Потому что они являются самыми крупными производителями и поставляют товар хорошего качества", — считает Талахадзе.
На вопрос, почему его компания не закупает мясо в Грузии, Талахадзе ответил просто: "его не хватает".
Простота ведения бизнеса
Съемочная группа Sputnik Грузия поинтересовалась мнением владельцев компании "Рера" о качестве бизнес-среды в стране.
"Делать бизнес в Грузии сегодня довольно просто. У меня есть связи со странами ближнего зарубежья – в той же Армении, Азербайджане или России. Грузия – одна из лучших стран по ведению и гибкости бизнеса", — уверен Талахадзе.
Что еще должно сделать государство для еще большего упрощения ведения бизнеса? Предприниматель затруднился с ответом, однако отметил: нет предела совершенству, и всегда можно найти ту сферу, работу которой можно улучшить.
По словам Талахадзе, завод "Рера" открыт для любого желающего, им нечего скрывать, и, если покупатель даже одного хинкали выразит желание увидеть, как готовится его продукция, он может заглянуть к ним и ознакомиться с процессом.