Александр Геловани
Вот уже больше месяца название небольшой страны, расположенной на краю наших географических карт, не сходит с лент мировых агентств. Северная Корея или, что правильнее, Корейская Народно-Демократическая Республика. Северная, потому что ещё есть и Южная, Народно-Демократическая, потому что там "народная демократия".
Кстати, что мы знаем о Северной Корее. На первый взгляд, казалось бы, достаточно много, ну или просто достаточно. Знаем, что в начале пятидесятых годов там была война. При советской власти нам рассказывали, что война была справедливой. Коварные империалисты пытались задушить народную власть в Корее, но корейский народ вместе с китайскими добровольцами и с братской помощью советского народа пресек агрессивные замыслы империалистов. Граница прошла по 38 параллели, потом корейцы, правда южные, даже сняли фильм с таким названием. Кстати фильм очень приличный, так что советую посмотреть. Когда советская власть приказала долго жить, мы узнали, что это не южане напали на северян, а совсем-совсем наоборот, северяне на южан. Ещё мы узнали, что империалистическая коалиция, в которой воевали даже турки, почему-то называлась войсками ООН. Впрочем, если присмотреться внимательно, вывеска не имела никакого значения. Это была первая горячая война холодной войны, и закончилась она вничью.
Что мы знаем ещё о Северной Корее. Ну, например то, что там правят коммунисты, народ живет впроголодь, ест траву и работает за миску риса, а ещё верит в то, что сборная КНДР выиграла у сборной Бразилии на чемпионате мира в теперь уже далеком 2002 году. Знаем, что там очень оригинально казнят политических противников, кстати из числа бывших руководителей партии и правительства. Оригинальность заключается в том, что их расстреливают из минометов или отдают на съедение голодным собакам.
Так вот все, что было описано выше, настолько же релевантно действительности, как и те сказки, которые нам рассказывала советская пропаганда о корейской войне. Если поговорить с людьми, которые более или менее знакомы с ситуацией в Северной Корее, то с удивлением можно выяснить, что там уже давно никто не голодает. Траву, конечно, едят, но не более, чем едят траву те же грузины или другие народы, у которых зелень входит в обычный рацион питания. Кстати, и о победе северокорейских футболистов над бразильцами в памятном матче чемпионата мира 2002 года тоже никто не сообщал. Это к вопросу о том, чего стоят мифы.
Вообще, оказывается руководство Северной Кореи проводит реформы. Да, не удивляйтесь, самые настоящие реформы, вот только об этом никто не кричит и даже не говорит. Судите сами, с приходом Ким Чен Ына, который, кстати, получил весьма неплохое образование в Швейцарии, и это не считая военного и гражданского образования, полученных будущим лидером в своей стране, власти аккуратно, не форсируя события, разрешили мелкую торговлю и промыслы. Впервые за многие десятилетия в стране появились частные магазины и мастерские. По форме это начальная стадия НЭПа, введенного большевиками после Гражданской войны в России, по содержанию, это первые шаги по китайскому пути. Только, пожалуйста, не подумайте, что я сравниваю Кима с Дэном. Пока это только первые шаги, но говорить о том, что жители Северной Кореи голодают, было бы явным преувеличением.
Вообще фигура нынешнего северокорейского лидера весьма любопытна. Когда после скоропостижной кончины его отца он оказался у руля власти, складывалось впечатление, что старшие товарищи из Политбюро специально выбрали слабое звено, решив, что это хороший момент порулить страной. Если это действительно было так, то они сильно просчитались. Бейби Ким очень цепко вцепился во власть, зачистив всех явных и мнимых конкурентов. За власть в стране, которая, между прочим, что бы там ни говорили, ядерная держава, которая вполне успешно модернизирует вооруженные силы, как обычные, так и не совсем обычные, то есть ядерные.
По сообщениям американской разведки, у Северной Кореи уже есть ракеты-носители, способные доставлять ядерные заряды на расстояние до десяти тысяч километров. А это, на минуточку, не только Сеул и Токио, но добрая половина северной части Тихого океана со всем, что там расположено. При этом не стоит забывать, что ракеты радиусом в тысячу и три с половиной тысячи километров уже официально находятся на боевом дежурстве, так что для подтверждения факта их существования никаких разведданных не требуется. А учитывая то обстоятельство, что особо ненавистные северным корейцам два союзника Соединенных Штатов — Южная Корея и Япония — находятся от Северной Кореи на гораздо меньшем расстоянии, чем три с половиной тысячи километров, можно не сомневаться, куда в случае войны полетят эти самые ракеты.
Если говорить про обычные вооружения, то испытывая явный недостаток в авиации, Северная Корея обладает таким количеством тяжелых орудий и ракетной техники, что, по подсчетам экспертов, в случае войны, неизбежно нанесет огромный ущерб Сеулу, столице Южной Кореи, расположенной в сорока километрах от той самой тридцать восьмой параллели. И тут речь будет идти уже о миллионах жертв среди гражданского населения. Что, конечно, повергнет мир в состояние шока. И это, заметьте, без всякого ядерного оружия.
Вот такую страну выбрал Трамп объектом своего гнева, заявив, что если руководство Северной Кореи не образумится, Штаты ответят на это огнем и яростью. Что ж, отложим в сторону эмоции американского президента и попробуем разобраться, в чем тут дело. Интересный вопрос — зачем американскому президенту понадобилось назначить главным врагом именно Северную Корею. Ведь в конечном итоге есть куча других более понятных обывателю вариантов, то же "Исламское государство", например. Но не менее интересно и то, почему малыш Ким провоцирует американского президента и нисколько его не боится. Начнем с ответа на второй вопрос.
Какова задача малыша Кима на данном этапе исторического развития? А задача простая: сохранить режим, потихоньку, очень аккуратно, переводя его на рельсы китайской модели. Ким прекрасно понимает, что если кто и ценен для него как стратегический партнер, так это именно Пекин. И дело не только в том, что над Пхеньяном, как и над Пекином развеваются флаги красного цвета. Все помнят фразу, ненароком брошенную стариком Деном — какая разница какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. Ким прекрасно понимает, что именно Китай является наглядным примером того, что красная кошка может ловить мышей отнюдь не хуже звездно-полосатой, а в некоторых случаях даже лучше. Примеры успешного развития Японии и Южной Кореи категорически не подходят, ведь в этом случае нужно будет уступить власть, что, учитывая политическую культуру региона, равносильно физическому уничтожению. В нынешнем противостоянии со Штатами Ким увидел прекрасную возможность продемонстрировать всему миру и особенно своему народу способность противостоять самой мощной державе мира. Согласитесь, лучшего средства для укрепления режима придумать сложно. Конечно, во всем надо знать меру, но где остановиться, подскажут китайские товарищи, для которых сохранение северокорейского режима важно далеко не только по соображениям престижа.
А теперь посмотрим, зачем это нужно Трампу. Вот уже вторая подряд администрация Белого дома заявляет о том, что Тихоокеанский регион становится приоритетным для внешней политики США. При всей непохожести нынешней и прошлой администраций, в начале своего правления Барак Обама тоже заявлял о том, что его больше других регионов интересует именно Дальний Восток. Правда, потом закрутило-понесло: арабская весна, ливийская война, война в Сирии, ИГИЛ, Ирак. В общем что бы там ни было, главной головной болью был Восток, только не Дальний, а Ближний, как это было на протяжении минимум лет пятидесяти, а то и больше. Ближний Восток оставался главной сценой спектакля под названием "Большая игра". Дональд Трамп, пришедший под лозунгом Make America great again, в ходе своей предвыборной кампании главным геополитическим соперником Штатов назначил Китай. Именно Китай был объявлен первопричиной потери рабочих мест синими воротничками из так называемых квадратных Штатов Америки, именно против экономической политики протекционизма Китая должны были быть приняты меры новой администрацией США.
Однако на практике всё оказалось не так просто, как в фильме известного американского экономиста Питера Наварро под красноречивым заголовком "Смерть от Китая". Кстати, Питера Наварро Трамп назначил своим советником по торговле. Соединенные Штаты и Китай уже десятилетия находятся в состоянии симбиоза, который вполне устраивает и тех, и других. Как оказалось, рычагов давления на Пекин у Вашингтона до обидного мало. Крупный бизнес против того, чтобы ссориться с Китаем, а Трамп сейчас совсем не в том положении, чтобы ссориться с крупным бизнесом.
Иное дело Северная Корея — и исторически, и практически это болевая точка Пекина. С "моральной" точки зрения угроза наказания своевольного малыша Кима проста и понятна как для миллионов американцев, так и для международных партнеров. Никто из-за Северной Кореи в Трампа камень не кинет, не кинут даже заклятые враги из леволиберального лагеря, которые просто спят и видят, как сковырнуть Трампа с кресла хозяина Белого дома. Таким образом довольны все: и демократическая общественность, и военные, и представители крупного бизнеса, особенно военно-промышленного комплекса. Абсолютно беспроигрышный вариант показать свою принципиальность и силу. И, кстати, абсолютно безопасный, ведь воевать-то никто не собирается.